Главная / Проекция мифологии на белорусскую топонимию
Чубрик Николай Аркадьевич

Песни птицы Гамаюн

Краткое содержание мифа с проекцией
на реальную местность по картам 1978 г.

См. источник (реконструкцию мифа)

См. список соответствий топонимике

1. Птица Гамаюн, прилетев с восточной стороны, через Сарачинское поле и сев у камня Алатыря, рассказывает историю происхождения мира. У камня собрались царевичи, витязи и волхвы.

Вначале была темнота. Род был заключён в яйце. Род творит Любовь Ладу-матушку, а затем царства небесное и поднебесное, в том числе светлый Месяц, частые Звёзды, ясные Зори, Солнце и три небесных свода. Земля прячется в океане. Род творит Сварога, и тот замечает пропажу Земли. По просьбе Сварога уточка с третьей попытки поднимает со дна в клюве горсть земли. Сварог творит из неё Мать Сыру Землю и три подземных свода. Чтобы Земля не ушла опять в море, он творит несущего её Юшу-Змея.

д. Родогоща — Род

д. Логоватка — Лада-матушка

д. Светиловичи — светлый Месяц

д. Звёздное — часты Звёзды

дд. Вызорок, Зарека и Зоричи — ясные Зори

река и д. Своротва — Сварог

д. Качичи — уточка

р. Земчатка и д. Миратичи — Мать Сыра Земля

р. Уша — Юша-Змей

См. карту

2. Уточка откладывает яйца золотое — Явь и железное — Навь. Из них поднимаются птицы светлые: Матерь Сва, Орёл, Алконост, Стратим, Гамаюн, Соколы Финист и Рарог. С ними птицы тёмные: Ворон, лебедь Обида, Грифон, Могол, Сирин. Ворон творит горы и овраги, Сирин манит в царство смерти.

Сварог бьёт по Алатырю и порождает силы светлые и небесное воинство, от искры рождён Семаргл-Огнебог, а в вихре огня рождён ветер Сварожич-Стрибог.

Чёрный змей бьёт по Алатырю и рождает силы тёмные, змеи многоглавые.

Происходит битва светлых и тёмных сил. Правда кривду переспорила и полетела на небеса, а Кривда осталась на Земле. Семаргл бьётся с Чёрным Змеем, соколом Рарогом он бьёт вороньё. Змей теснит Сварожича.

Семаргл поднимается к Сварогу в небесную кузницу. Чёрный Змей летит за ним и намерен захватить весь мир. Семаргл пляшет в печи, Стрибог дует в горн, Сварог и Семаргл бьют молотом по наковальне небесной и куют плуг булатный.

Чёрный Змей пролизал три небесных свода, но его схватили за язык горячими клещами, Сварог бьёт его молотом, а Семаргл запрягает в плуг. Они намерены делить землю, слева от межи царство Змеево, а справа Сварога.

д. Качичи — уточка

р. Ятранка — Явь

р. Невда — Навь, (Ятранка и Невда вместе образуют границу Змеева царства от Молчади до Нёмана, т. е. двух «немых» рек)

д. Саваши — птица Матерь Сва

дд. Ворловица (исчезла) и Голевичи — Орёл

ур. Акановичи — птица Алконост

д. Трацевичи — птица Стратим

д. Аюцевичи — птица Гамаюн

д. Околица — сокол Финист

д. Дорогово — сокол Рарог

д. Воронча — птица Ворон

д. Равины — овраги глубокие

д. Нагорная, п. Городище и д. Ромейки — горные кряжи Рипейские

д. Обидово — лебедь Обида

д. Гребеновщина — Грифон

ур. Молевка, д. Мошевичи — Могол

д. Цирин — птица Сирин

река и д. Своротва — Сварог

ур. Литаровщина и находящийся там камень «филаретов» — Алатырь камень

д. Сёгда — Семаргл-Огнебог (Смага)

д. Теребостынь — Сварожич Стрибог (Стриба), раздувающий пески с ямы Перуна

дд. Горевичи, Омневичи, Горановичи — змеи лютые

д. Лизаровщина — Чёрный Змей, лижущий небесные своды

д. Плужины — булатный плуг, для раздела земли

ур. Абессиния — небесная наковальня

холм Прудища — тяжкий молот Сварога

д. Печища (официально именуется Франтишково) — небесная печь кузницы

р. Корчёвка — горячие клещи кузницы

См. карту (а)

См. карту (б)

3. Вороньи перья превращаются в горы Рипейские, а соколиныё в залежи золота. Сварог распахивает Землю. По бороздам от плуга текут Дон, Дунай и Днепр. Струйка малая, вся кровавая, затекает под камушек, и выросло дерево до неба. На восточных его ветвях свил гнездо Алконост, а на западных Сирин. Рядом ходит Сварог с Ладой, у корней змей шевелится. На горе Хвангур вырос кипарис — дерево смерти, на горе Березань дуб вверх кореньями и яблоня с яблоками вечной молодости.

Так был создан Ирий-рай.

В подземелье падают Чёрный Змей и все силы тьмы. Падают Могол и Вий. Вий с Землёй рождают Горыней и Святогора.

На краю Земли поднимается столб держащий небо. Его охраняет Святогор. Коня Святогору дарит Сварог.

Род рождает Макошь прядущую нити судьбы. Богини Доля и Недоля завязывают узелки на радость и на горе.

Корова Земун пасётся в чистом полюшке и питает богов. Её молоко течёт в сметанное озеро, очищающее мир от скверны.

Лада сеет Хмель для весёлых праздников, для Сурьи и пива. У Хмеля голова высока умна, а язык болтлив, очи бесстыжие, а руки держат всю Землю Матушку.

Род велит Сварогу населить мир. Сварог создаёт цветы, зверей и людей, но душу в людей не смог вдохнуть.

Сварог и Лада видят вещий сон, что в море плавает щука, съев которую Лада забеременеет. Щуку поймали и приготовили. Лада её съела, кости на Землю побросала, а остатки Корова Земун слизала. Все они беременеют. У Лады рождаются Леля, Жива, Марена и Перун. Корова Земун рождает Велеса, а Мать Сыра Земля Ярилу-пахаря.

п. Городище, д. Нагорная, д. Ромейки и холмы между ними — горы Рипейские

р. Дунай (у Несвижа) — река Дунай

д. Рудаши и ручеёк от Высадович — струйка малая вся кровавая течёт под камушек

валун у французского кладбища д. Высадовичи — камушек и мировое Дерево

р. Змейка — змей в корнях дерева

р. Сервеч — путь Сварога с Ладой

холм у д. Хвалово — гора Хвангур

холм у д. Березовец — гора Березань

д. Райца — Ирий-рай

д. Вирище — Вий

д. Жуки — тяжкие веки Вия

дд. Горевичи, Омневичи-I и Омневичи-II — Горыни Виевичи

г. Столбцы — небесный столб на краю Земли

д. Погорье и п. Свержень — Святогор, охраняющий небесный столб

д. Конколовичи — конь, подаренный Святогору Сварогом

д. Макаши — прядущая нить судьбы богиня Макошь

дд. Прости (либо Прясти) и река Нитка — пряжа богини Макоши

п. Клецк — клубок Макоши

д. Долгиново — богиня Доля

г. Несвиж, д. Завитая и ур. Свитязь — вьющая нить богиня Недоля

д. Радунь — узелок на радость

г. п. Городея — узелок на горе

холм Корзновка в д. Забердово — Корова Земун

ур. Белые Луга — чисто полюшко, где пасётся Корова Земун

р. Земчатка и д. Миратичи — Мать Сыра Земля

р. Зенчанка, приток Земчатки (от Белых Лугов) — текущее в озеро молоко коровы Земун

оз. Свитязь — сметанное озеро, святыми волнами очищающее мир от скверны

д. Логоватка — Лада-матушка

дд. Насейки и Трасейки — Лада сеет хмель

д. Минаки — Хмель

д. Ясенец — умная голова Хмеля

д. Болтичи — болтливый язык Хмеля

д. Лапенец — развязные руки Хмеля

д. Саплицы — Сурья из Хмеля

д. Печища — небесная печь, в которой приготовили щуку

холм Грачёвка в д. Забердово — брачный холм, где была съедена щука

д. Забердово — место беременности Лады матушки, Сырой Земли и Коровы Земун

д. Валевка — Леля

д. Жуховичи — Жива

ур. Марины — Марена

д. Пурневичи — Перун

д. Залесовцы — Велес

д. Боратин — Ярило-пахарь (оратай)

См. карту (а)

См. карту (б)

См. карту (в)

См. карту (г)

4. От крика родившегося Перуна рушатся горы. Трижды Сварог баюкает Перуна молотом в 100, 200 и 300 пудов, а затем куёт и закаляет его.

С восточной стороны набегает стадо звериное во главе со Скипером зверем. Похищены Леля, Жива и Марена. Малолетний Перун живым закопан в землю, закрыт досками и щитами, заперт запорами тяжкими и засыпан песками. Через 300 лет птица Матерь Сва — Лада матушка зовёт на поиски. Сирин, Алконост и Стратим летят к Скиперу. Скипер юлит. Птицы оборачиваются Велесом, Хорсом и Стрибогом и Скипер бежит. Конь указывает место ямы. Стрибог раздувает пески крутожёлтые, а Велес разносит щиты дубовые и открывается гроб. Велес хитростью хватает птенца Могола за крылышко и требует от Могола принести живой воды с горы Березань. Сурьей обмывают Перуна, а затем поят его Сурьёй из рога. Силы возвращаются к Перуну, и он отправляется на поиски Скипера.

д. Скрышево — вскрик Перуна

холм Прудища между Забердово и Логоваткой — многопудовый молот Сварога

ур. Зверинец (севернее Мира, а также западнее Скрышево) — стадо звериное

дд. Застенки, Лемники и Заямное — яма глубокая для Перуна

д. Загорье — запоры тяжкие

д. Песочное — пески крутожёлтые

д. Трощичи — щиты дубовые

п. Снов — 300-летний сон Перуна

д. Рабковичи — гроб Перуна

д. Теребостынь — Стрибог, раздувающий пески

д. Велетово — Велес, разносящий щиты и ловящий Могола

д. Кришиловщина — крылышко птенца Могола

д. Бурдевичи — бочка для Сурьи

д. Родковичи — рог Сурьи Перуну

См. карту

5. Перун едет на поиски Скипера. Дорогу последовательно заступают леса дремучие, реки текучие с берегами сыпучими, горы толкучие, Грифон с рыбой-Кит в когтях и стадо звериное, которое пасут его сёстры. Леса реки и горы расступаются. Перун ранит Грифона и отпускает его к морю. Далее Перун разгоняет стадо звериное и освобождает Лелю, Живу и Марену. Доезжает до палат Скипера и вступает с ним в поединок. Скипер грозится повалить небесный столб и стать царём вселенной. Перун убивает Скипера и заваливает его горами Кавказскими. Он забирает сестёр и ведёт их в Ирий, искупаться в молочной реке и в святых волнах сметанного озера и очистится. Сёстры купаются в молочной реке, и снимают заколдованную кожу. Перун отдаёт сестёр матери Ладе. С ними возвращаются радость, любовь и поры года.

д. Пурневичи — Перун

д. Подлесье — леса дремучие

р. Жатеревка и д. Осиповщина — реки текучие и берега сыпучие

д. Горки — горы толкучие

дд. Гребеновщина и Кнотовщина — люта птица Грифон с рыбой-Кит в когтях

д. Свериново — стадо звериное

д. Логовище — палаты Скипера

г. Столбцы — небесный столб, повалить который намерен Скипер

д. Городище — горы, которыми завален Скипер

оз. Свитязь — сметанное озеро со святыми волнами

р. Сервеч — молочная река

д. Кожево — заколдованная кожа сестёр

См. карту

6. Две Зори вместе с Ночью прилетают птицами купаться в море. Снимают сорочки-крылья и перья. Хорс крадёт крылья Зари-Зареницы и женится на ней.

Светлый Месяц и часты звёзды, планируют похищение красной девицы Зари-Зареницы. Её тело бело, как лебяжье крыло, её мозг де струится по косточкам и катается скатным жемчугом. Месяц строит лодку, ставит на ней золочёный стол, засланный камчатой скатертью, и кроватку тесовую. Когда Хорс ушёл на небо, Месяц приплыл к Заре с поклоном, поднёс ей ковш вина и увёз с собой.

Хорс приезжает к терему Месяца Заря не хочет возвращаться и прячет Хорса в облако. Вернувшийся Месяц намерен убить Хорса, но его защищают Сварожичи, вызванные сигналом рога. Перун разрубает Месяц, и так всегда, когда тот вырастает.

д. Карчево — Хорс

дд. Зарека и Вызорок — купающиеся зори

д. Курочицы — сорочки-крылья Зорь

д. Пеньчин — перья Зорь

д. Хорошки — уплывший Хорс на небе

д. Светиловичи — светлый Месяц

д. Звёздная — часты Звёзды

д. Столовичи — золочёный стол

р. Смолянка — камчата скатерть

д. Крошин — кроватка тесовая

д. Красевичи — красна девица

д. Белолесье, д. Лебежаны — тело Зареницы бело как лебяжье крыло

р. Мышанка, п. Жемчужный — мозг её струится по косточкам и катается скатным жемчугом

д. Ковши — ковш с вином для Зареницы

д. Тешевля — терем Месяца

г. Барановичи — оборона Хорса от Месяца Сварожичами

См. карту

7. Перун намерен жениться на Диве-Додоле. С разрешения Сварога и Лады он строит алмазный дворец в Ирии. Дива приходит в дворец и Перун предлагает ей стать в нём хозяйкой. Дива убегает и жалуется Сварогу. Сварог даёт согласие на свадьбу.

Черноморский змей сидит на троне в царстве подводном. Ему служат раки-крабы с огромными клешнями, рыба-сом с большим усом, налим, дельфины, севрюга, щука, осётр, жаба и всем рыбам царь — Белорыбица. Ему поют русалки, играют на гуслях и трубят в огромные раковины.

Прознав о свадьбе, Черномор прикатил мимо гор Кавказских к горам Рипейским. Он настигает Додолу на мосточке и предлагает уехать с ним. Получив отказ, он наступает на Ирий, всё палит огнём и замораживает. Черноморский змей требует у Сварога отдать Диву-додолу ему в жёны и собрать приданое. Прилетает Орлом Перун, и вместе со Сварогом и Сварожичами изгоняют Змея, и тот прыгает в море на самое дно в бурлящую струю. К свадьбе готовят молочные реки и кисельные берега.

Сваты собираются во дворце Додолы. Додола говорит гостям, что утром умывалась белёшенько, утиралась косою, повесила косу за полем на ракитов куст. Задули ветры, растрепали косу. Додола мочит бебрян рукав и улетает Лебедью, Перун её настигает Орлом. Додола падает пером и убегает ланью, Перун её настигает волком. Додола уплывает щукой. По просьбе Перуна Лада призывает на помощь Макошь. Макошь с Долею и Недолей прядут, ткут и вяжут невод.

Лада дарит молодым ларец. Перуну стрелы, Диве огонь, а также ленту-радугу. По дороге во дворец Перуна, сват Велес уговаривает Диву уехать с ним. Он протягивает к ней белы руки с золотыми кольцами. Опалённый и отвергнутый Дивой Велес сброшен с неба. Перун его преследует. Навстречу выходит корова Земун, пытаясь погасить конфликт. Перун бьёт её плёткой и возвращается.

Веселясь на свадьбе, Перун с тучи бьёт стрелой, а Дива палит огнём, пугая этим Велеса.

д. Дворец у Литаровщины (исчезла) — алмазный дворец Перуна

д. Чудовщина — чудо-юдище Черноморский Змей в палатах

дд. Ятвезь, Крагли, Жуковщина и — янтарь, кораллы и жемчуг Черномора

дд. Дераки, Радюки, Раковичи, река Клишевка и д. Клишевичи — раки с огромными клешнями

ур. Садовники, д. Осово, г. Слоним — рыба Сом с большим усом

д. Рощица, г. п. Щучин — щука зубастая

д. Жиборты, г. п. Жабинка — жаба с брюхом, что жбан

п. Налибоки, р. Налибовка — налим толстогуб

д. Островно, п. Острино — осётр на службе Черномора

п. Белица и гора Рыбакова — рыбам царь — Белорыбица

ур. Рыбаки, д. Рыболово и д. Русиловка — русалки Черномора

д. Пенчицы — песни русалок

дд. Раклевичи, Головли и Гирики — раковины и Гусли русалок

г. п. Дятлово (ранее Здзецел) — дельфины Черномора

ур. Черники, Завонь, Чёрный луг — путь Змея мимо Кавказских гор к Рипейским

д. Нагорная, п. Городище, д. Ромейки и холмы между ними — горы Рипейские

д. Мостытичи — мосток Дивы-додолы

дд. Омневичи и Горановичи — огонь Змея

д. Черневичы — Черноморский Змей у Сварога

д. Бол. Своротва — Сварог

д. Пурневичи — Перун

д. Голевичи — Перун в образе Орла

д. Донейки — морское дно, куда спрятался Змей

д. Стремиловщина (либо Струмиловщина) — бурлящая на дне струя

д. Логоватка — Лада-матушка

дд. Киселевск и Кисели — кисельные берега к свадьбе

д. Дворец на р. Молчадь — дворец Дивы-додолы

д. Даниловичи — Дива-додола

д. Заполье — поле Додолы

д. Косичи — коса Додолы на ракитовом кусте

д. Жадунь — задувшие ветры

д. Колмасковщина — растрёпанная коса Додолы

дд. Мочулино и Бернатовщина — смоченный бебрян рукав Додолы

д. Улановщина — Додола в образе лани

дд. Макаши и Прости — прядущая невод Макошь

д. Долгиново — богиня Доля

г. Несвиж, д Завитая, ур Свитязь, д. Домоткановичи — богиня Недоля, прядущая и ткущая невод

дд. Сетевино и Невошевщина — поимка щуки неводом

д. Ялуцевичи — ларец Лады с приданным

д. Клёны — колесница Велеса

д. Тихинка — поникший Велес

дд. Бельчицы, Заречье и Поречье — белы руки Велеса

д. Концевичи — золотые кольца Велеса

ур. Подлипно — опаление Велеса Дивой

д. Ятвезь — отвергнутый и упавший с небесного свода Велес (отверзь)

холм Корзновка — вышедшая навстречу Перуну Корова Земун

хут. Плитница — плётка Перуна

ур. Стрельники — свадебные стрелы Перуна

ур. Куневичи — свадебный огонь Додолы

ур. Залесье — вздрогнувший Велес

р. Петуховка — пёстрая лента-радуга, подаренная Ладой

См. карту (а)

См. карту (б)

См. карту (в)

8. Велес уезжает в царство змеево. Он поочерёдно встречается, мерится силой и братается с Горыней, Дубыней и Усыней Змеевичами. Перебравшись через речку они ночуют в избушке на курьих ножках.

Поутру названные братья уезжают в лес, оставив одного готовить обед. Прилетает в ступе огненной Буря-Яга и поочерёдно избивает Горыню, Дубыню и Усыню, съедая всякий раз приготовленный обед. На четвёртый день остался готовить Велес. Он избивает прилетевшую Ягу и выбрасывает за окно. Она заползает под камушек.

Возвратившиеся Змеевичи, безуспешно пробуют сдвинуть камень. Велес отбрасывает камень одной рукой и под ним открывается пропасть. Друзья бьют зверей и вяжут ремни. Велеса спускают в подземельё. Они с Бурей-Ягой бьются, по очереди беря верх и ступив на белу грудь противника. Не сумев одолеть друг друга, они мирятся и намерены пожениться. Велес целует невесту и ведёт её за рученьку белую.

Змеевичи поднимают из подземелья Бурю Виевну и в ужасе разбегаются, уронив ремень. Велес бродит в подземелье и спасает птенцов Могола от Змея. Прилетевшая птица Могол готова поднять Велеса наверх, но требует заготовить на сто дней еды и воды. По дороге наверх еда закончилась возле самой цели и он отрезает собственные икры. Поднявшись Могол выплёвывает икры и они пристают на своё место.

На шумной свадьбе Сурица льётся рекой, и горы рушатся от топота.

д. Залесовцы — Велес въезжает в царство Змеево

д. Молодово — Дубыня Змеевич

д. Сенежицы — Усыня Змеевич

д. Огородники — Горыня Змеевич

д. Яруга — избушка Бури-Яги

д. Яновичи — Буря-Яга

ур. Селище — Велес и Буря-Яга поочерёдно сидят на груди друг у друга

д. Мошевичи — птица Могол поднимает Велеса в мир живой

д. Белая — белая грудь Велеса и Бури-Яги, белые рученьки невесты

дд. Сапотница и Туполы — топот на свадьбе, от которого рушатся горы

д. Смольчицы — Сурица льётся на свадьбе рекой

См. карту

9. Мать Сыра Земля наскочила на Змея Индрика и схвачена им. Она беременеет от Змея. Рождается Волх Змеевич. Мать пеленает его, но он требует пеленать в латы, золотой шелом и палицу в 300 пудов, обещая убить Индрика. Волх изучает премудрости и спешит упредить нападение Индрика на Ирий.

Волх соколом прилетел на окно Индрика. Жена Индрика, Пераскея, пророчит мужу гибель от Волха. Индрик в ярости бьёт её о каменный пол. Сокол оборачивается Волхом. Увидев его, Индрик прячется за двери железные и запирается запорами медными. Волх ногой выбивает все двери, бьёт Индрика о каменный пол так, что гром и звон пошёл, а затем отрубает Индрику голову. Тот рассыпался на змеёнышей, а змеёныши в щели спрятались.

Волх женится на Пераскее и становится владыкой тёмного царства. Вий предлагает ему добыть яблок Ирия и покорить весь мир. Волх летит в сад Ирия, но, встретив там Лелю, забывает о яблоках. Леля приносит в свой дворец перо Сокола и оно оборачивается Волхом. Их разговоры услышали Жива с Мареною и позвали Сварога. Леля выпускает Волха пером за окошко. Сёстры утыкали окошко иглами и Волх на смог влететь к Леле снова. Он зовёт Лелю спасти его в царстве тёмном за тридевять земель. Истоптать придётся три пары железных башмаков, обломать три чугунных посоха и изглодать три каменных хлеба.

Леля прощается со Сварогом и отправляется в путь. Через много лет она приходит к горам Кавказским и возле речки видит избушку. Велес с Бурей-Ягой приютили Лелю. Они сообщают, что Волху сейчас тяжело, сидит он на шесточке и ножки в опуточках. Наутро хозяйка дарит Леле волшебные яблочко и блюдце, а Велес клубок путеводный.

Леля приходит ко дворцу Волха и катает яблочко по блюдечку. Пераскея готова уступить мужа на одну ночь за волшебную игрушку, однако предварительно опаивает Волха сонным зельем. От слёз Лели Волх просыпается, и они бегут из пекельного царства.

Пераскея ведёт Змеевичей и змей в погоню. Змеи бегут по песку, извиваются. Велес и Буря-Яга заступают им дорогу. Все змеи разбегается, а Пераскея бросается на Велеса. Велес растаптывает её. Переправившись, Волх и Леля бегут Соколом и Соколицей, волком и волчицей, а затем турами и щуками. Сварог назначает свадьбу.

р. Земчатка — Мать Сыра Земля

д. Забердово — беременность Матери Сырой Земли

поле «Ленково» в д. Забердово — пелёнки-латы Волха

холм «Глинища» в д. Забердово — золотой шлем Волха

холм Прудища в д. Забердово — трёхсотпудовая палица Волха

д. Ишкольдь — Индрик-зверь готовит поход на Ирий

река в д. Ишкольдь и д. Петковичи — змея Пераскея

д. Янчицы — Ясный Сокол на окошке у Индрика

д. Баратино — обращение Ясного Сокола в Волха

д. Полонечка — каменный пол, о который Индрик бьёт Пераскею, а Волх его самого

д. Задвея — двери железные, за которые прячется Индрик

д. Медвядка — запоры медные

д. Негничи — нога Волха выбившая двери

д. Юровичи — гром и звон от удара

д. Савичи — сабля Волха

ур. Россошь — рассыпавшийся на змеёнышей Индрик

д. Щербовичи — щели со змеёнышами

д. Волковичи — Волх, в царстве Змеевом

д. Вирище — Вий

д. Валевка — дворец Лели

д. Новосады — небесный сад Ирия с молодильными яблоками

д. Ярошичи — перо сокола Финиста у Лели

ур. Марины — Марена

д. Бол. Своротва — Сварог

д. Яруга — избушка Бури-Яги

р. Крамовка — речка Смородина

река и д. Тростянка — шесточек, на котором сидит в неволе Сокол Финист

д. Кривоногово — ноги Волха в опуточках

р. Воловка — путеводный клубок Велеса

д. Ждановичи — Леля, ждущая Волха у дворца

п. Любча, д. Капащево и д. Ачукевичи — блюдце и катящееся яблочко

лес Черемшово — чаша Пераскеи с сонным зельем для Волха

г. п. Вселюб — Леля будит Волха

д. Гердовка — бела грудь Лели

р. Плиса — слеза Лели

д. Войново, д. Скрышево (у Любчи) — вой и крик Пераскеи

дд. Ловцы, Ловчицы, Изва и р. Изовка — извивающиеся змеи в погоне за Волхом и Лелей

река и д. Барановичи — оборона Велеса и раздавленная Пераскея

дд. Волца и Малюшица — бегущие Волх и Леля

д. Околица — беглецы летят Соколами

д. Волоки — беглецы бегут волками

д. Батраки — беглецы бегут турами

д. Щоново — беглецы плывут щуками

См. карту (а)

См. карту (б)

10. По берегу Днепра проезжал Перун. Девушки-русалки, на другом берегу, поют песни. Русалка Рось вскружила голову Перуну. Он пытается переплыть Днепр, чтобы встретится с Росью, но Днепр не пускает его. Перун стреляет в камень. Из камня возникает огненный образ человека. Перун просит Рось позвать Сварога и вытесать из камня сына.

Сварог вытесал прекрасного молодца Дажьбога Тарха Перуновича и отправил его к высоким горам. Там в пещере, за дверями железными, его ждёт прикованный цепью богатырский конь. Дажьбог ломает двери, конь ржёт, рвёт цепь и стремится на волю. Дажьбог его обуздал, оседлал и стал бахвалиться. Рось успокаивает сына.

На крутой горе Дажьбог просит у Сварога себе достойного поединщика. Перун выезжает в поле. Рось узнаёт Перуна и просит его быть благосклонным к молодому и горячему сыну. В поле Перун встречает Дажьбога и вступает с ним в поединок. Они бьются копьями, саблями, затем борются. Дажьбог одолел Перуна и повалил его, однако, узнав имя противника, просит у отца прощения и мирится с ним, а затем уезжает с отцом в Ирий.

д. Любаничи — заслушавшийся песни Перун

д. Некрашевичи — закружившаяся голова Перуна

д. Луки — лук Перуна

ур. Огнево — огненный образ из камня

р. и д. Своротва — Сварог

холм Прудища — молот Сварога

п. Турец — Дажьбог Тарх Перунович

д. Русатин и ур. Роскошь (у Турца) — русалка Рось

Минская возвышенность — высокие горы

д. Богушево и д. Перхурово — Дажьбог Тарх Перунович

д. Щемыслица — пещера глубокая

п. Ждановичи — двери железные

г. Менск — запоры медные

р. Цна и д. Цнянка — тяжкая цепь

дд. Богатырёво и Кунцевщина, Конютичи — конь богатырский

д. Ржавец — ржанье коня

п. Привольный — волюшка коня

п. Седча — седло коня

г. п. Узда — узда для коня

п. Самохваловичи — бахвальство Дажьбога

п. Крутогорье (Дзержинск) — крутая гора Дажьбога-поединщика

д. Русиновичи — Рось, успокаивающая сына

д. Поединково — поединок Дажьбога с Перуном

д. Щитолевщина, Щитомиричи — разбитые щиты Дажьбога и Перуна

пп. Фаниполь, Мариполь, Ружамполь — чисто полюшко

п. Копиевичи (у Сенницы) — копья долгомерные

д. Рубилки (ю.-в. Фаниполя) — поединок на саблях

д. Победное — победа Дажьбога

г. п. Мир — помирившись отец с сыном едут в Ирий

См. карту (а)

См. карту (б)

11. В чистом поле Дажьбог встречает едущую и глубоко спящую поляницу Златогорку Виевну. Он окликает её, бьёт булатной палицей, но та не замечает его. Ужаснувшись и усомнившись в своей силе, Тарх разбивает дуб, а затем скалу. Заметив молодца и «сворохнувшись», поляница запирает его с конём в ларец и едет дальше. Когда конь под ней устал, поляница вынимает молодца и требует стать её мужем. Сварог куёт им венцы.

Тарх с женой едут к высоким горам Араратским и возле Святой горы находят громадную плащаницу с надписью. Они по очереди примеряют гроб. Златогорке он пришёлся впору. Она требует накрыть её белой крышкой, но Тарх отказывается. Златогорка сама закрылась крышкой, а снять её обратно не может. Поднять её, или разбить палицей, не может и Тарх. Чтобы поднять меч Златогорки он наклоняется к щёлочке, чтобы та подула на него и передала свою силу. Однако от каждого удара мечом образуются железные обручи.

Златогорка просит мужа поехать к Вию и попросить прощения вечного. Тарх приезжает к Вию и тот обвиняет его в убийства дочери. Он протягивает руку и требует поднять ему веки. Дажьбог раскалил булаву и протянул Вию. Вий даёт прощение дочери и изгоняет Дажьбога. Тарх передаёт прощение отца Златогорке, прощается с ней и делает на гробу надпись.

д. Красногорки — поляница Златогорка

п. Снов — сон Златогорки

д. Столпище — пыль столбом

ур. Дубровка — дуб в чистом полюшке

ур. Булатовщина — палица булатная

д. Ужанка — ужаснувшийся Дажьбог

д. Воротище — «сворохнувшаяся» Святогорка

ур. Клетовщина — хрустальный ларец и золотой ключ Златогорки

д. Вольно — освобождение Дажьбога из ларца

Минская возвышенность — горы Араратские

д. Перхурово и д. Богушево — Дажьбог Тарх Перунович

д. Красная Горка — поляница Златогорка в горах Араратских

д. Шпильки — пыль в чистом поле

д. Каверляны — ковыль стелется

г. Дзержинская (ранее г. Святая) — Святая гора

д. Плашево — площаница огромная

дд. Беляково, Крыштофово, Крышники (исчезла) — крышечка белая

д. Вызволенье — попытка освободить Златогорку

д. Протеневичи, д. Рутица — протянутая рука Дажьбога

ур. Калиновник и д. Болотце — раскалённая булава протянутая Вию Дажьбогом

д. Жуки — тяжкие веки Вия

д. Красное (Красна) — крик и вой Вия

См. карту (а)

См. карту (б)

12. Мать Сыра Земля родила Кащея Виевича. Он собирает дани-пошлины, и от его взгляда всё чахнет. Пролетая над полем он видит удалого, нарядно одетого, пахаря и зовёт его с собой. Оратай кобылку выстегнул и поехал, однако спохватился, что оставил сошку в земле. Кащей пытается сошку выдернуть, но тщетно. Оратай одной рученькой сошку выдернул и бросил за ракитов куст. Оратай едет, плёточкой машет, травы перед ним поднимаются, сады расцветают, птицы поют.

Кащей расспрашивает оратая кто он такой. Тот рассказывает как соберёт урожай, намолотит зерно, наварит пива и созовёт гостей, и те будут его Ярилу славить. Кащей завидует Яриле и хочет занять его место. Он обратил Ярилу зайцем и гонится за ним волком. Возле избушки навстречу выезжает Велес. Они бьются и Велес побеждает Кащея. Буря-Яга заковывает Кащея и прибивает его к стене (над котлом), а затем обращает Ярилу обратно в бога, явив дуб впереди себя, а Ярилу-бога позади себя.

д. Кольчицы — Кащей Виевич

д. Боратин — оратай Ярила

д. Полоная — поле Ярилы-пахаря

д. Бушки — сошка кленовая

д. Петрики — плёточка Ярилы

д. Садовая — сады Ярилы

ур. Менючичи — обращение Ярилы в зайца, а Кащея в волка

д. Яруга — домик Бури-Яги

д. Залесовцы — Велес

д. Яновичи — Буря-Яга

д. Котлово — котёл, над которым Яга приковала Кащея.

лес Дуброво — дуб, явленный Бурей-Ягой впереди себя

д. Богуденка — Ярило, вставший богом позади Бури-Яги

См. карту

13. Велес решает угнать коровы Перуна. Вместе с Бурей-Ягой они угоняют перуновы тучи. Земля оскудела, хищные звери нападают на людскую скотину и люди через Семаргла обращаются к богам. Дажьбог запрыгает коня и от Рипейских гор отправляется за коровами.

Велесу снится дурной сон. В нём Карна с Желей скакали вокруг Велеса, пламя мыкая в роге огненном. Буря-Яга предлагает обмануть Дажьбога обратившись яблоней, колодцем и кроватью и погубив его. Воробышек предупреждает Дажьбога о коварном плане и тот рубит и яблоню, и колодец, и кроватку. Доехав до избушки, он требует вернуть коров. Они бьются с Велесом и Дажьбог побеждает, сев противнику на грудь, однако на помощь Велесу приходит Буря Виевна. Дажьбога приковывают к дубу и уходят в избушку.

Перун прилетает Орлом и требует освободить Дажьбога. Велес стреляет в него из лука стрелой Дажьбога. Заговорённая стрела попадает в грудь самому Велесу. Орёл обращается Перуном и грозится убить Велеса, однако тот прячется под гору. Перун разбивает гору, и оттуда выходят воды. Буря-Яга отпускает коров и тучи идут в небо, породив грозы.

Дажьбог выпускает всех пленников тёмного царства. В последней пещере над кипящим котлом он находит Кащея и трижды поит того водой. Кащей рвёт цепи и, пообещав Дажьбогу за услугу простить три вины, улетает.

д. Залесовцы — Велес

д. Яновичи — Буря-Яга

д. Сёгда — Семаргл-Огнебог

р. Крамовка — траурная пелена, приснившаяся Велесу

д. Горные Рутковичи — горькое вино, с горем смешанное

д. Коралины и Грабовка — снившиеся Велесу Карна и Жля

д. Рудники — снившийся Велесу рог огненный

п. Городище, д. Нагорная, д. Ромейки и холмы между ними — горы Рипейские

д. Пархимовщина — Дажьбог Тарх Перунович

д. Конюшевщина — конь Дажьбога

д. Воробьевичи — предупредивший Дажьбога воробушек

дд. Еленка, Костюки и Крутиловичи — заколдованные яблоня, колодец и кровать

д. Боришино — борьба Дажьбога с Велесом

ур. Селище (либо Силище) — Дажьбог и Велес поочерёдно сидят на груди друг у друга

ур. Дубовая гора — дуб, к которому цепью приковали Дажьбога

д. Яруга — избушка Бури-Яги

д. Ворловица — Перун в образе Орла

д. Лукашин — лук Велеса

д. Стрельники, ур. Калиновник — калёна стрела

хут. Гора — гора, под которой были спрятаны воды

дд. Скорово и Мокрово — коровы Перуна

д. Черёмушки — пещеры с пленниками

д. Котлово — котёл с Кащеем

См. карту (а)

См. карту (б)

14. У Сварога в Ирии пир. После пира Дажьбог приходит к терему Марены. Он входит в терем. Там гостят Горыня, Дубыня, Усыня и Кащей. Кащей сватается к Марене, предлагая вместе покорить мир. Когда гости разошлись Марена стала удерживать Дажьбога, предлагая ему быть любовником. Дажьбог уходит, а Марена вырезает его следы и колдует, приворожив его светлую душу к Марене-душеньке.

Перун узнаёт от Змеевичей, что Дажьбог был у Марены и выговаривает ему, предупреждая о будущих проблемах. Тот идёт к матушке Росси и жалуется на отца, однако та поддерживает опасения Перуна. Дажьбог, вспылив, уходит к Марене. Двери заперты, но он стреляет в окно, разбив зеркало. Войдя в терем он видит Кащея и хватает саблю. Марена обращает Дажьбога златорогим туром и приказывает отогнать его в поле.

Рось узнаёт сына и просит Перуна помочь. Перун требует вернуть Дажьбога и Марена, обратившись сорокою, улетает к туру. Она предлагает ему супружество. Дажьбог согласен и она расколдовывает его, полив водой с песочком из чашечки.

На свадьбе Леля дарит любви венок, Рось — голубой платок, Лада гребень. Махнёшь платком — будет озеро, гребёночкой — станет лес.

ур. Марины — Марена Свароговна

д. Ценевичи — терем Марены

д. Романы — пир у Марены

д. Душковцы — светлая душа Дажьбога и Марена-душенька

ур. Робовщина — колдовские обращения Марены

дд. Микуличи и Зазерье — разбитые окошко и зеркало Марены

д. Соленики — сабля Дажьбога

д. Туличево — златорогий тур

д. Русатин — Рось матушка в Ирии

д. Кудовичи — колдовство Марены

ур. Чембаи — чашечка с заколдованной водой

ур. Песчанка — посыпанные в чашечку щепотки

См. карту

15. Когда богов в Ирии не было, Кащей пошёл войной на Ирий. Дажьбог всех побил и вернувшись лёг спать. Пока он спал Кащей подговорил Марену убежать. Проснувшись Дажьбог едет вдогон. Увидев его Марена наливает чашу вина и поит Тарха, жалуясь, что её увозят силою. Напоив Тарха она предлагает Кащею срубить Тарху голову. Однако тот говорит, что должен три вины простить. Марена сталкивает Тарха в колодец и уезжает. Конь вытаскивает Тарха своим хвостом. Марена вторично поит Тарха и требует срубить ему голову, затем обращает его в камень. Конь бежит в Ирий и Перун расколдовывает сына. Тарх доезжает до избушки и просит перевезти и накормить его. Велес перевозит его, но кормить не желает. Он даёт Тарху путеводный клубок и Тарх приезжает к чертогу Кащея. Марена снова поит его, Кащей в третий раз отказывается рубить голову и Марена сама распинает Дажьбога на скале, выковав пять гвоздей. Она прибила руки и ноги, а пятый гвоздь уронила, ударив молотом в лицо Дажьбогу.

Жива-Лебедь летит к сестре в гости и на скалах видит распятого Дажьбога. Она предлагает ему супружество и спасение от сестры. Дажьбог согласен. Жива клещами вырывает гвозди и уносит Дажьбога в Ирий лечить.

д. Пархимовщина — Дажьбог Тарх Перунович в Ирии

ур. Марины — Марена Свароговна в Ирии

д. Ценевичи — терем Марены

д. Конюшевщина — конь Дажьбога

д. Костюки — колодец, в который Марена столкнула Дажьбога

д. Кузьмичи — могучий конь Дажьбога, хвостом вытаскивает хозяина

р. Мутница — длинный хвост коня Дажьбога

д. Зарой — чара вина Марены

д. Незнаново — опьяневший Дажьбог

дд. Лобачи, Гончары и ур. Каменица — бел-горюч камень, в который превращён Дажьбог

д. Богуденка — обращение Тарха Перуном обратно в бога

д. Яруга — избушка Бури-Яги

д. Яновичи — Буря-Яга

д. Залесовцы — Велес

д. Кольчицы — Кощей

хут. Марысин — Марена у Кощея

р. Рута — путеводный клубок Велеса

ур. Кунично — кузница Марены

лес Ковалёво — Марена куёт гвозди

д. Несутичи — перенос Дажьбога Мареной к горам Кавказским

д. Брольники — обронённый Мареной пятый гвоздь

д. Кравцевичи — кровь горяча от удара молотом в лицо Дажьбогу

д. Городечно — гора, к которой прикован Дажьбог

д. Лавришево, д. Урожайная и ур. Жерстянка — Лебедь Жива кружит над горами Кавказскими

дд. Слободка и Испас — спасение Дажьбога Живой

См. карту

16. Дажьбог расспрашивает Макошь о смерти Кащея. Далеко на острове Буяне дуб, на нём сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо. В том яйце смерть Кащея.

Боги помогают Тарху добыть яйцо. Перун разбивает дуб, Волх поймал зайца, Семаргл обернувшись Рарогом растерзал утку, Поддонный Змей достал яйцо из моря.

Дажьбог едет в царство Кащея. Марена снова наливает вина, но Жива выбивает чару из руки мужа. Опомнившись Тарх острой саблей отрубает Марене голову, а Рарог сжигает её тело, принося богам требу. Огонь горит на полсвета.

Увидев яйцо Кащей предупреждает о ого великой тайне, которую лишь Род знает. Дажьбог разбивает яйцо и Кащей падает замертво.

Голос Рода предупреждает об идущем гневе, грядущем огне и потопе. По всей земле идёт огонь Семаргла, а Стрибог раздувает пламя. Все чёрные силы ринулись к Рипейским горам. Попадали звёзды и померк месяц.

Сварог созывает бессмертных богов на защиту Ирия. Во время великой битвы Святогор повалил столб небесный, и небо смешалось с землёю. Поднялись воды великие и боги побежали в горы крутые. Чёрные боги обратились в камни. Прибежали в горы и звери и люди. Всё скрыла вода, а боги укрылись в ковчеге, взяв с собой птиц, животных и семена растений.

Род щукою тянет ковчег к Ирию. Через три года Сварог с Ладою подняли небесный свод, а Дажьбог разогнал тучи тёмные. Вода ушла под Землю.

оз. и п. Островно, д. Буяны (сев. Витебска) — остров Буян

п. Богушевск (юж. Витебска) — Дажьбог на острове Буяне

п. Кощево — смерть Кащея

д. Дуброво, ур. Дубровка — дуб с сундуком

ур. Ковальки и Судники (зап. Витебска) — окованный сундук

д. Зайцево — заяц в сундуке

д. Волково — Волх в образе волка

р. Витьба, г. Витебск — утка в зайце (Утиба, Вутьба)

д. Сокольники — сокол Рарог, бьющий утку

дд. Вымно и Яновичи — поднятоетое из моря Яйцо

д. Кольчицы — Кощей

хут. Марысин — Марена у Кощея

д. Протеневичи, д. Рутица — протянутая к чаре рука Дажьбога

д. Полужье — Лебедь Жива выбивает чару

п. Щорсы — выбитая из рук Дажьбога чара

ур. Зелёный груд — зелено вино

дд. Заполье и Остухово — сабля острая

ур. Берег — Рарог (Ререг) сжигающий тело Марены

г. п. Кореличи — горящая Марена (Гореличи)

ур. Ознище (вост. Корелич) — огонь на полсвета

д. Погорелка — треба богам — сожжёная Марена

д. Негневичи — идущий гнев

река и д. Своротва — Сварог

д. Нагорная, п. Городище, д. Ромейки и холмы между ними — горы Рипейские

д. Новосады (у Свитязи) — сад Ирия с волшебными яблоками

п. Свержень, г. Столбцы — Святогор, валящий небесный столб

п. Крутогорье (Дзержинск) и Минская возвышенность — горы крутые

п. Рубежевичи — боги, бегущие в горы крутые

д. Камень — окаменевшие боги

д. Ковшово (сев. г. Дзержинская) — ковчег в горах Араратских

д. Кайшовка — ковчег в Ирии

См. карту (а)

См. карту (б)

17. Все грехи смыты водой. Дажьбог с Живою населяют Землю и море. Дажьбог утверждает Правь и становится богом Прави и Яви.

Боги празднуют свадьбу Дажьбога и Живы. На горе вырос дуб. Под тем дубом сидят Жива и Дажьбог. У них пошли дети: князь Кисек, отец Орей.

Орей породил Кия, Щека и Хорива. Их поила молоком Земун, качал Стрибог, согревал Семаргл а Хорс им мир озарял. Появились их внуки и правнуки и составили народ по имени Русь.

С неба падали клещи. Получил их Орей и стал железо ковать. Опыт ему передал Перун.

С неба падали золотые плуг, секира и чаша. Кий взял плуг и стал пахать. Щек взял чашу и налил богам сурью, став волхвом. Хорив взял секиру и стал воином.

С неба падал камень, весьма студён. К нему съезжались люди. Камень распался на две половины и там была надпись сделанная Сварогом по воле Рода. В той надписи заветы русским людям. Жить в согласии, почитать родителей, иметь одну жену, жить в Правде, почитать святые дни, соблюдать великий пост, почитать яйцо, скорбеть в страстную неделю без хмельного и бранных слов. Почитать купальские дни и перуновы, Волха и Макоши, Дажьбога. Почитать Ладу, Мать Сыру Землю и родную мать. Веруйте в Рода, в Сварога, в три лика его — Перуна, Дажьбога, Стрибога! Возжигайте огонь Семаргла! Ныне и присно, и от века до века.

Правобережные территории за Нёманом — Правь

п. Колосово — овсяный колосочек Живы

д. Падалица — падение с неба золотых предметов перед Дажьбогом и его сыновьями

д. Клещино — клещи

д. Пырховщина — Тарх Дажьбог

д. С. Пересека — князь Кисек

д. Черея — отец Орей

д. Лукомль — плуг

д. Сокорово — секира

г. Чашники, оз. Глубочино — чаша глубокая

д. Киевец — Кий

д. Хоританцы — Хорив

дд. Щуки и Топорище — Щек

д. Ротно, хут. Парщевщина, оз. Кобыльщица и д. Антополье — Кий плугом землю распахивает

оз. Святое и Жеринское, д. Жерино — жертвы Хорива великим богам

д. Турица, оз Турицкое, д. Гурино, д. Горивец и д. Хмелевка — хмельна Сурья в чаше

д. Бол. и Мал. Каменец — две половины упавшего с неба камня с заповедями

оз. Селява — сидящие вокруг камня и славящие богов царевичи, королевичи и волхвы

п. Узнацк — познание камня

д. Студенка, п. Холопеничи — холод студёного камня

См. карту


© 2010–2017 Чубрик Николай Аркадьевич, nikolai@chubrik.ru