При изучении истории народа, в эпоху отсутствия у него письменности, основными источниками информации служат археология, мифология и топонимика, а также письменные свидетельства о нём, оставленные другими народами. При этом мифология и топонимика дают информацию о культуре и языке народа, в то время как археология таких сведений обычно дать не может. В отношении истории Руси эти источники изучены явно недостаточно. Топонимика многих древних русских земель считается заведомо балтской, хотя доказательства этого далеко не всегда выглядят убедительно. Русская же мифология в подобных исследованиях практически не используется. Автором проведено исследование топонимики Белоруссии на предмет выявления в ней следов языческих верований и мифологии.
В районе белорусского озера Свитязь имеется целый ряд топонимов явно языческого происхождения, такие как Родогоща, Богуденка, Чудовщина, Кудовичи, Своротва и Пурневичи. Соответствия названиям языческих богов Радегаста либо Рода, Сварога и Перуна достаточно отчётливы.
Недалеко от Свитязи находится деревня Цирин, а восточнее неё урочище Акановичи, название которых созвучно с мифическими птицами Сирин и Алконост. В соответствии с мифом Сирин свил гнездо на западной ветке мирового дерева, а Алконост на восточной. У корней того дерева Змей шевелится, и действительно южнее Цирина протекает река Змейка. Мощному Юша-Змею соответствует река Уша, в которую и втекает Змейка. На востоке за Сарачинским полем свила гнездо птица Гамаюн, и на местности восточнее Аканович, за обширным полем, находится деревня Аюцевичи. Мифической птице Ворон, творцу гор и оврагов, соответствует деревня Воронча, находящаяся в самом овражистом месте, рядом с деревней Равины. [карта]
Рядом действительно есть камень Алатырь, это громадный «камень филаретов», находящийся в лесу у соседней деревни Литаровщина. Сварог и Чёрный Змей по очереди били по камню Алатырю и породили светлые и чёрные силы, вступившие между собой в смертельную схватку. Сокол Рарог бился с Вороном, и там, где упали перья Ворона, поднялись горы Рипейские, а где упали перья Рарога залегли груды золота в горах. Действительно на местности соседствуют четыре деревни Воронча, Ромейки, Дорогово и Застодолье.
Далее Чёрный Змей захватил всю землю и Сварог, запершись в небесной кузнице, стал плуг ковать. Семаргл-огонь плясал в печи, а Стрибог-ветер раздувал горн. Змей пролизал небесные своды, и его запрягли в плуг, чтобы разделить землю. Здесь у камня находится деревня Лизаровщина, а рядом у Своротвы Плужины и урочище Абессиния. Семаргл вместе со спутницами Карной и Желей у печи, это Сёгда, Каралины, Грабовка и Печища. Рядом с ними высокий холм с древним городищем. Стрибог представлен своей инкарнацией, птицей Стратим — это деревня Трацевичи. [карта]
Богиня Макошь прядёт нить судьбы в деревне Макаши. Рядом с ней деревня Прости, которая на белорусском языке обозначена как «Прасці», т. е. «Прясть», а неподалёку река Нитка. [карта]
На белых лугах пасётся Корова Земун, и от неё текут молочные реки с кисельными берегами, которые питают Сметанное Озеро со святыми волнами. У озера Свитязь находится деревня Белые Луги. Одна вытекающая от неё речушка огибает холм Корзновка, другая имеет деревни Киселевск и Кисели стоящие напротив друг друга на разных берегах. [карта]
Дальнейшее сопоставление топонимики с реконструированным текстом мифологии [1] показывает, что все её сюжеты отображены на местности чёткими группами топонимов [2]. При этом походам и побегам героев соответствуют протяжённые цепочки топонимов, и их последовательность на местности и направление цепочек прямо соответствуют тексту.
Так, походу Перуна на Скиперя и «стадо звериное», напавших с восточной стороны, соответствует цепочка, вытянутая именно на восток. Дорогу Перуну последовательно заступают леса дремучие, реки с берегами сыпучими, горы толкучие, люта птица Грифон с Рыбой-Кит в когтях и стадо звериное, которое пасут его заколдованные сёстры. Перун настигает Скиперя у его логова. Тот грозится повалить небесный столб и погубить мир, но Перун убивает его, заваливает горами и уводит сестёр в Ирий, где они сбрасывают заколдованную кожу. На местности у Столбцов цепочка деревень Подлесье, Осиповщина на берегу реки Жатеровки, Горки, Гребеновщина и Кнотовщина, Свериново, Логовище и Городище. А на обратном пути деревня Кожево. [карта]
Ряд сюжетных линий мифологии имеет взаимные пересечения. На избушке Бури Яги, например, пересекаются многие из них. Это поход Велеса в Навь, закончившийся топотом на его свадьбе с Бурей-Ягой [карта] [карта]. Далее побег Лели с Волхом из Нави в Ирий, где Велес держит оборону против преследователей [карта]. Погоня волка Кащея за зайцем Ярилой, где Кащей был прикован над кипящим котлом [карта]. Поход Дажьбога за коровами, где он прикован к дубу, и где Велес стреляет из лука в орла Перуна [карта] [карта]. Наконец побег коров из-под горы. Все эти сюжеты подробно представлены на местности цепочками топонимов, пересекающихся на деревне Яруга [карта]. Названия других деревень тоже весьма примечательны. Это и Тупалы, и Барановичи, и Райца, и Котлово, и Дубовая Гора, Ворловица, Лукашин, Калиновник и Стрельники. Наконец хутор Гора, Скорово и Мокрово.
Все сюжеты мифологии оказались привязаны к возвышенностям:
– Новогрудская возвышенность — сюжеты, связанные с Ирием-раем, причём севернее реки Невда собрались все тёмные силы [карта];
– Минская возвышенность — сюжеты, связанные с Дажьбогом и мифическим «Потопом»;
– Оршанская возвышенность — утверждение Дажьбогом «Прави» [карта] [карта].
Границы же Ирия прошли по рекам Молчадь, Ятранка, Невда и Неман.
Всё это позволяет интерпретировать события мифологии, как некое отражение истории. Так «Потоп» может быть истолкован как масштабная война с балтами, по аналогии с польским «Потопом» XVII века. Явно балтские имена и у чёрных сил. Имени «Вий» соответствуют например Вия и Вият, «Кащей» — Капчус и Качунас, «Яга» — Ягмин, Ягайло. «Индрик» — реальное латышское имя. Избушка Бури Яги — типичный саамский амбар [Википедия]. В свою очередь имя «Скиперь-зверь» явно указывает на контакты со скифами.
Названия рек Неман и Немига могут быть интерпретированы как синонимы слов «немань», «немчура», т. е. пограничные с балтами реки. Именно по ним проведена граница литовских племён на многих картах [Википедия]. Таким образом, можно констатировать наличие у наших предков особенной письменности для записи важнейших событий истории, а именно групповой, сюжетной топонимии. [все карты, PDF]
Предложенная интерпретация вполне соответствует данным истории и археологии. Так, нашествие чёрных змей на Ирий упоминается Геродотом как изгнание невров, тоже нашествием неких змей в VI–VII веке до н. э., т. е. на рубеже распада сосницкой культуры на днепро-двинскую и милоградскую. При этом невров нередко отождествляют с милоградцами. [карта] [карта]
Учреждению Сварогом в Ирии небесной кузницы, соответствует освоение железа милоградской культурой уже в самом начале её существования, опережая северных соседей.
Нашествию зверя Скиперя с восточной стороны, соответствует известное столкновение милоградцев со скифами в VI веке до н. э., а также многочисленные скифские артефакты в милоградской культуре.
Появлению Перуна и его походам по изгнанию Скиперя и освобождению сестёр вполне соответствует смена милоградской культуры зарубинецкой и, связываемое с этим событием, появление бастарнов, которые отличались особой силой и выносливостью. При этом данная культура скифских артефактов уже не содержит.
Изгнанию Перуном Черноморского Змея могут быть сопоставлены стычки на этом отрезке времени зарубинцев с черняховской культурой, сменившей скифов в качестве южного соседа.
Победа над Кащеем, собиравшим непосильные дани-пошлины, привела к Потопу и утверждению Дажьбогом Прави. Местоположение связанных с этим топонимов весьма красноречиво. Оно явно указывает на освобождение правобережья Немана и всей белорусской земли от прежнего балтского гнёта. Этому событию вполне может быть сопоставлена внезапная гибель в VII веке в результате сплошных пожаров всей местной Банцеровско-Тушемлинской археологической культуры. [карта]
В этом контексте вполне уместным выглядит предположение о происхождении названия металла «железо» не от слов «желвак», «лезвие» или органа с названием «железа», а от спутницы Семаргла богини Жели. В этом случае название железа характеризует его, как метал войны и смерти, что соответствует обстоятельствам появления его у милоградцев. Кроме того, нельзя не отметить бога Семаргла со своими спутницами и на западной границе Ирия, это Зельва, Каролин и Самаровичи [карта] [карта]. Их местоположение позволяет предположить серьёзные боевые действия против балтов и в этом районе.
Русская мифология, в итоге, может быть интерпретирована как отражение реальной истории Руси на отрезке от VII века до н. э. до VII века н. э. Вместе с тем, зарождение её следует отнести к более ранним эпохам. Так, ещё в V веке до н. э. Геродот со ссылкой на скифов, возможно милоградцев, упоминает уже поздние её элементы. Упомянут прародитель народа Таргитай и три его сына, а также падение с неба золотых предметов, что полностью аналогично Дажьбогу Тарху и его внукам Кию, Щеку и Хориву. Вместе с тем проработка элементов мифа ещё явно поверхностна. Упавшие с неба предметы здесь ещё никак не связаны со своим функциональным назначением, а рассматриваются просто как золото, обладание которым даёт власть. За пределы русской мифологии скифами в дальнейшем она не была разнесена. Это позволяет рассматривать мифологию именно как русскую, а не скифскую.
Полученные из мифологии выводы относительно местоположения «докиевской» Руси легко могут быть сопоставлены с арабскими текстами [текст], упоминающими древнюю Русь и легендарный остров русов [3] [4]. Этому загадочному острову [карта] вполне соответствует остров в озере «Терми» на карте арабского географа Идриси [карта]. Данное озеро изображено на месте Полесья и более известно как Геродотово море. Указанная арабами болотистость острова русов в подобной интерпретации сомнений не вызывает. Русла загадочных рек Рута и Рус [карта] [карта], описанных арабами, в точности совпадают с руслами реальных рек Западный Буг и Припять [карта].
Реке Итиль или Атиль, которая впадает сразу в два моря, должна быть поставлена в соответствие река Днепр, а не Волга, как это принято считать. Русло Днепра полностью совпадает с описанием арабами реки Итиль. Начинается она со Среднерусской возвышенности, протянувшейся с севера на юг, как и сказано в тексте. При этом Днепр действительно впадает сразу в два моря, одно из которых не сообщается с другими морями, и плавают в нём, как и указывают арабы, только русы [текст]. Это Геродотово море. Русы живут на острове в этом море и на кораблях через земли хазар проникают в Чёрное море и Византию [карта]. Расселение народов, указанное в арабских текстах, в данной интерпретации не противоречит историческим и археологическим сведениям [карта]. Столица же Хазарии, город Атиль, в этом случае оказывается не в устье Волги, где отсутствует археологическая культура, а в районе древнего Херсона, где культурный слой чрезвычайно богат.
Нерасшифрованные арабские лоции с описанием расстояний между городами и островами должны быть интерпретированы как путешествие по Геродотову морю, где прежний единый остров распался на отдельные меньшие острова. При этом город Матраха может быть ассоциирован с Мозырем, а не с Тмутараканью. Упоминаемой же арабами области русов Арса, где убивают всех пришельцев, можно сопоставить андрофагов Геродота и Оршанскую возвышенность, к которой их обычно и привязывают.
Выводы, полученные из мифологии, могут быть сопоставлены и с русскими былинами, где родина Ильи Муромца связывается с камнем Алатырём. Автором ранее была предложена версия похода богатыря от Новогрудка на Киев [5]. В этом случае городу Мурову и селу Карачеву соответствует г. п. Мир и село Карчева, Чернигову — столица Черной Руси «Новогород-чернигов», Брынским лесам — Кобрынская пуща, берёзе покляпой — город Берёза, славному Леванидову кресту — нерукотворный водный крест из рукавов Ясельды между г. Берёза и селом Лявошки, а грязям чёрным — полесские болота. Предлагаемый путь дословно совпадает с текстом былины и по расстояниям и по взаимным расположениям упоминаемых объектов. При этом выбранный Ильёй маршрут оказывается наиболее рациональным.
Калиновый мост был интерпретирован как переправа Калинковичи — Мозырь. Автором указаны и сходные с ним топонимы Осиновый мост, Малиновый мост, Перунов мост и др. на пути Киев — Полоцк. Также показано соответствие былинных событий борьбе Руси с балтами. Именно балты литовцы осаждают Новогрудок и рвутся в Киев через Калинковичи. Именно литовских князей язычников былина называет Идолищами и Калин-царями. Воспользовавшись нашествием татар, они овладели в дальнейшем не только Чёрной Русью, но и Киевом.
Такая интерпретация полностью соответствует и другим былинам, например былине о братьях Ливиках или о битве Ильи с жидовином, т. е. хазаром, южным соседом у устья Днепра. Также следует упомянуть былину о Чуриле Пленковиче из-под некого Малого Киевца, которому вполне соответствует посёлок Киевец, расположенный между Брестом и Бялой Подляской. Путь к нему из Киева действительно идёт мимо грязей недалеко от Леванидова креста.
Таким образом, предлагаемая точка зрения полностью соответствует и историческим данным, и мифологии, и археологии, и топонимике, и древним арабским текстам, и русским былинам. Это выгодно отличает её от всех иных трактовок, находящихся в плену неразрешимых противоречий с указанными источниками. [карта]
На основании изложенного уместно предположение о существовании особой культуры в окрестности озера Свитязь, которую Ломоносов в споре с диссертацией Миллера называл Неманской Русью, но не имел для обоснования своей позиции достаточного количества фактического материала. Предлагаемая трактовка даёт необходимый материал в изобилии и позволяет заключить, что в том историческом споре прав был всё-таки Ломоносов.
[1] Асов А. И. Русские Веды: Песни птицы Гамаюн. — М: Наука и религия, 1992, с. 336.
[2] Чубрик Н. А. Песни птицы Гамаюн, проекция мифа на белорусскую местность [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nikolai.chubrik.ru/pesni-ptitsy-gamayun
[3] Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. — М.: Вече, 2002, с. 432.
[4] Самойлов К. Г. К вопросу о локализации русов восточных источников в работе Е. С. Галкиной [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gspo.ru/biblio/discuss/Samoilov_vs_Galkina.pdf
[5] Чубрик Н. А. О белорусских корнях былин Киевской Руси. Доклад на международных научных чтениях пам. Ивана Науменко. Гомель, 7.10.2010. (Электронная версия: https://nikolai.chubrik.ru/byliny-kievskoi-rusi)