Маршрут былинного похода Ильи Муромца в Киев не раз становился предметом внимания специалистов. Не остыл этот интерес и сегодня. Наоборот, как раз сейчас он приобретает особо важное значение, поскольку стал предметом интереса для бизнеса.
Родиной богатыря традиционно считается город Муром. Ещё бы, со школьной скамьи мы все помним Муром и Карочарово. Однако, это лишь один из многих вариантов былины. Наиболее древние её варианты ни Мурома, ни Карочарова не упоминают. Вместо Чернигова чаще называется Себеж, Чижен, Чернягин и много других. Наибольшее распространение былина получила на севере, а вовсе не у Мурома, а наиболее раннее упоминание богатыря зафиксировано в Белоруссии. Некоторые исследователи считают родиной Ильи Муромца украинский посёлок Моровск. Однако, он настолько близок к Киеву, что такая поездка была бы заурядной. Нет на том пути ни лесов, ни грязей, ни 500 вёрст дороги. Но и для похода из Мурома никто предложить внятный маршрут так и не решился.
Однако, можно указать такой путь, для которого все известные приметы совпадают в точности. И дорога в 500 вёрст, и грязи на пути огромные, и леса брынские, и берёза покляпая, и крест Леванидов, и всё в нужной расстановке. Маршрут Илья выбрал, оказывается, самый рациональный, и даже легендарный камень Латырь на его родине нашёлся. Какой ещё вариант трактовки может похвастать таким набором аргументов?
Сегодня русские сказки и былины уже не просто фольклор, они рассматриваются как серьёзное подспорье туристическому
бизнесу. Во всём мире для привлечения туристов тщательно культивируются всевозможные предания и выдумки. Ярким
примером того служит знаменитое
Поэтому не удивительно, что при реализации этой идеи на практике, немедленно появился и конфликт интересов русских государств. И Россия, и Украина считают общерусских героев своими [видеосюжеты 1, 2, 3, 4]. Причина конфликта становится сразу понятной после ознакомления с рейтингом героев эпоса, в битве за кошельки обывателей.
Российский проект развития сказочного туризма активно развивается, наши украинские соседи сидеть, сложа руки, тоже не собираются. Вот только в Белоруссии тишина. С одной стороны уже объявлено о грядущем объединении сказочных усилий двух стран [5, 6]. Но ни в Национальной Академии Наук, ни в Белгосуниверситете ничего об этом и не знают. Причём филологи не знают. Их не только не привлекли к работе, но и не поставили даже в известность. Неудивительно, что никакого упоминания белорусских сказочных героев в связи с этим проектом не замечено. Один только белорусский Дед Мороз и всплыл. Хотя белорусская сказочная карта была опубликована ещё за полгода до старта российского проекта. Был сделан доклад в Гомельском университете, появились и публикации в прессе [7, 8]. Однако, после этого снова наступила тишина. Что же предлагалось?