Николай Чубрик

Тернистый путь русских былин

PDF Версия для печати
Моему другу Ковалько Николаю

Бизнес на былинах

Маршрут былинного похода Ильи Муромца в Киев не раз становился предметом внимания специалистов. Не остыл этот интерес и сегодня. Наоборот, как раз сейчас он приобретает особо важное значение, поскольку стал предметом интереса для бизнеса.

Родиной богатыря традиционно считается город Муром. Ещё бы, со школьной скамьи мы все помним Муром и Карочарово. Однако, это лишь один из многих вариантов былины. Наиболее древние её варианты ни Мурома, ни Карочарова не упоминают. Вместо Чернигова чаще называется Себеж, Чижен, Чернягин и много других. Наибольшее распространение былина получила на севере, а вовсе не у Мурома, а наиболее раннее упоминание богатыря зафиксировано в Белоруссии. Некоторые исследователи считают родиной Ильи Муромца украинский посёлок Моровск. Однако, он настолько близок к Киеву, что такая поездка была бы заурядной. Нет на том пути ни лесов, ни грязей, ни 500 вёрст дороги. Но и для похода из Мурома никто предложить внятный маршрут так и не решился.

Однако, можно указать такой путь, для которого все известные приметы совпадают в точности. И дорога в 500 вёрст, и грязи на пути огромные, и леса брынские, и берёза покляпая, и крест Леванидов, и всё в нужной расстановке. Маршрут Илья выбрал, оказывается, самый рациональный, и даже легендарный камень Латырь на его родине нашёлся. Какой ещё вариант трактовки может похвастать таким набором аргументов?

Наглядная карта былинного похода. Языческие образы уже полузабыты.
Наглядная карта былинного похода. Языческие образы уже полузабыты.

Сегодня русские сказки и былины уже не просто фольклор, они рассматриваются как серьёзное подспорье туристическому бизнесу. Во всём мире для привлечения туристов тщательно культивируются всевозможные предания и выдумки. Ярким примером того служит знаменитое Лох-Несское чудовище. Кентервильский замок, как известно, без привидения стоит не дороже денег на него потраченных. Российский бизнес сегодня всерьёз взялся за продвижение сказочных и былинных героев в качестве туристических брендов. Ещё бы, это ведь не новодел, эти имена знает каждый ребёнок. Почему ж не предложить туристу посмотреть родину Деда Мороза, Бабы Яги или самого Ильи Муромца. Эти образы вечны, их постигают с детства, на них отзовётся сердце русского туриста. А это выгодно и туристу, и агентству, и стране.

Поэтому не удивительно, что при реализации этой идеи на практике, немедленно появился и конфликт интересов русских государств. И Россия, и Украина считают общерусских героев своими [видеосюжеты 1, 2, 3, 4]. Причина конфликта становится сразу понятной после ознакомления с рейтингом героев эпоса, в битве за кошельки обывателей.

Российский проект развития сказочного туризма активно развивается, наши украинские соседи сидеть, сложа руки, тоже не собираются. Вот только в Белоруссии тишина. С одной стороны уже объявлено о грядущем объединении сказочных усилий двух стран [5, 6]. Но ни в Национальной Академии Наук, ни в Белгосуниверситете ничего об этом и не знают. Причём филологи не знают. Их не только не привлекли к работе, но и не поставили даже в известность. Неудивительно, что никакого упоминания белорусских сказочных героев в связи с этим проектом не замечено. Один только белорусский Дед Мороз и всплыл. Хотя белорусская сказочная карта была опубликована ещё за полгода до старта российского проекта. Был сделан доклад в Гомельском университете, появились и публикации в прессе [78]. Однако, после этого снова наступила тишина. Что же предлагалось?