И всё же не будем делать опрометчивые и слишком категоричные выводы. Может мы просто не замечаем что-то очень важное и всё объясняющее. Найденные ранее следы язычества, былин и летописей, несомненно, требовали более глубокого обоснования, но теперь ситуация стала ещё более вызывающей. Сначала языческие топонимы вывели нас на былинные события, затем уже былины привели прямо к следам летописной битвы под Брестом. Эта битва указывала на великокняжеский стол в Новогрудке, это же утверждал и Стрыйковский. Теперь под Новогрудком найден ярчайший букет топонимов всё это подтверждающий.
Каждый наш топоним в отдельности весьма уязвим, их сила проявляется именно в совокупности, в том, что они образуют яркий и убедительный сюжет, прямо перекликающийся с источниками. Но там, где этим историческим событиям полагается быть, как назло, нет ни отдельных топонимов, приличествующих месту, ни тем более, подобных сюжетов. Уже одно это становится мощным аргументом в пользу правоты столь скандальных выводов.
И всё же, пусть Ярослав и Герда остались на карте, пусть князь Якун рядом с Ярославом, пусть Владимир с Добрыней и Малушей, пусть Сигурд, Ульв и Астрид оставили свои следы. Но чтобы некий плащ или маска Якуна «луды златое» были запечатлены наравне с князьями?! Может быть, разыгравшееся воображение автора способно найти такие сюжеты везде, где захочется. Внимательнее посмотрим на те Луды да Лудчицы.
Сначала вспомним, при каких обстоятельствах наши «луды» упоминаются в летописи. Через пять лет после той победы Ярослава над Святополком Окаянным, что осталась в топонимах под Брестом, возник спор о власти с другим братом, Мстиславом. Тот правил в Тмутаракани, да вдруг решил занять Киев. Ярослав оставался всё в том же Новогороде, но киевляне Мстислава не приняли. Он тогда занял Чернигов, а Ярослав выступил походом на брата. Встреча княжеских дружин произошла у некоего Листьвна, а неподалёку от Чернигова как раз есть два похожих топонима.
Предполагается, что Ярослав пришёл к Чернигову от Новгорода, преодолев около 800 км, а Мстислав встретил его в 30 км от Чернигова под Малым Лиственом. С Ярославом шли варяги во главе с варяжским князем Якуном, которого и украшала непонятная вытканная золотом деталь одежды. Мстислав же выступил с северянами. Войска встретились вечером, а сама эта битва произошла ночью во время сильной грозы и при свете молний. Убегая, разбитый Якун и потерял своё «луды златое». После битвы братья помирились и разделили власть. Вскоре у Ярослава в Новогороде родился сын Изяслав.
В Ипатьевской летописи событие описано так:
«В лѣто 6532 (1024). Ярославу сущю в Новѣгородѣ, приде Мьстиславъ ис Тьмуторокана Кыеву, и не прияша его кыянѣ. Онъ же сѣде на столѣ Черниговѣ, Ярославу сущу в Новѣгородѣ тогда.
[...]
И приде Акунъ с варягы, и бѣ Акунъ сь лѣпъ, и луда у него златомъ истькана. И приде ко Ярославу, и Ярославъ сь Акуномь поиде на Мьстислава. Мьстислав же, слышавь, изииде противу има кь Листьвну. Мьстислав же с вечера исполчи дружину, и постави сѣверъ вь чело противу варягомъ, а самъ ста с дружиною своею по крилома. И бывъши нощи, бысть тма, и громове, и молънья и дождь. И рече Мьстиславъ дружинѣ своей: „Поидемь на нѣ“. И поиде Мьстиславъ и Ярославъ противу, и съступишася въ чело варязѣ сь сѣверомъ, и трудишася варязи, сѣкуще сѣверъ, и по семъ наступи Мьстиславъ с дружиною своею и нача сѣчи варягы. И бысть сѣча силна, яко посвѣтяше мъльнъя и блисташася оружья, и бѣ гроза велика и сѣча силна и страшна. Видѣв же Ярославъ, яко побѣжаемь есть, и побѣже сь Якуномъ, княземь варяжькимь, и Акунъ ту отбѣже луды златое. А Ярослав же приде к Новугороду, а Якунъ иде за море. Мьстислав же, о светъ заутра [...] видѣ лежачи исѣчены от своихъ сѣвѣръ и варягы Ярославлѣ, и рече: „Кто сему не рад? Се лежить сѣверянинъ, а се варягъ, а своя дружина цѣла“. И посла Мьстиславъ по Ярославѣ, глаголя: „Сѣди ты на столѣ своемь Кыевѣ, понеже ты еси старѣй братъ, а мнѣ буди ся сторона“. И не смѣяше Ярославъ в Кыевъ ити, донележе смиристася. И сѣдяше Ярославъ в Новѣгородѣ, и бяху сѣдяще в Киевѣ мужи Ярославлѣ. В том же лѣтѣ родися у Ярослава другый сынъ, и нарече имя ему Изяславъ».
Вот и посмотрим, что получится, если Ярослав шёл на ту битву из Новогрудка, а не из Новгорода. Для начала отметим, что такая встреча вполне могла бы произойти в районе Могилёва, посередине между Черниговом и Новогрудком. У нас как раз там топоним Лудчицы на карте отмечен, а восточнее и Мстиславль имеется. Топонимов «князи» здесь больше, чем где либо, да и название Могилёва вполне логично увязать с некой серьёзной битвой.
Посмотрим топонимию вблизи Могилёва и Лудчиц более внимательно и с прицелом на возможные следы летописных событий. Для начала поищем на карте Белоруссии деревни с названиями «терять» и «искать». Много ли их, и есть ли похожие у наших Лудчиц. Оказывается, топонимов типа Терехи, Терешки, Тетери у нас много, но явно слово «терять» есть только в одном. Это деревня Потеряевка. И деревня Искань тоже лишь одна. Находятся обе они как раз у «потерянных» Лудчиц. Более глубокий анализ выявил потрясающий букет топонимов, буквально повторяющий текст летописи.
Мстислав на карте присутствует явно. С Ярославом несколько туманнее, Яровая, Яришовка, Славня. А вот встреча князей посередине, и это не Листвин, а Литвиново. Сегодня это Литвиново, но раньше может как раз Листвиновым и было, как те Малюшичи на старых картах Малушицами. Почти вплотную друг к другу на карте Брянск, Баранцы, Ратная, Сечихи, Обрубец, Гром, Громобой, и ещё Грозы. Мы же помним, что битва была ночью в грозу и при свете молний. А между Сечихами и Ратной находится Губинщина, как там, у Бреста, в гуще битвы Погубятичи. Здесь же рядом течёт река Мертвица, а у Могилёва и вовсе Живорезка.
А дальше проигравшие бегут назад, на юго-запад — Бегунье, Вербеж, Потеряевка, Лудчицы, Искань. Там потерянная «луды» и оказалась, а при ней Золотва и Золотомино и ещё Шеломы рядом. Что такое «луды» до сих пор гадают, то ли маска золотая, то ли плащ. Но может это как раз украшение того шлема. Для воина вполне логично, и потерять проще. Здесь, в районе этой битвы в курганах 11 века найдены две подвески, которые считаются скандинавскими. На них изображён воин с мечом, предположительно викинг. Одна из них найдена в деревне Колодезски, а вторая как раз в Лудчицах. От варягов Якуна они, вероятно, и остались.
Деревня Губенщина во многих документах указана как Губинщина. Деревня Яровая сохранилась лишь на карте Шуберта, да и Пропойск давно уже Славгород. Может быть, его название в 1945 году тоже не случайно было выбрано, уж очень Ярославу подошло бы. Возможно, похожее название носила окраина Пропойска или местное урочище. Рядом с моей деревней поле зовут Ленково. Почему неизвестно, но это название знают все в округе. У деревни Плужины поле зовётся Абессиния, так оно и на карте обозначено. В деревне Щёново одну часть так и зовут Щёново, а вторая среди самих жителей носит почти забытое название Вор. Как там Славгород из Пропойска получился, гадать не будем, но как по заказу. А деревня Яровая сегодня на карте обозначена как Завод-Вировая.
Обратим ещё внимание на последнюю строчку цитаты из летописи. Там говорится о рождении сына у Ярослава. Ему дали имя Изяслав, а находилась великокняжеская семья в это время в Новогрудке. Потому происхождение названия Заславля вопросов уже не вызывает. А ведь связывали его совсем с другим Изяславом.
Как видим, принятый нами метод исследования нас не подводит и продолжает приносить результаты. Метод предполагает групповой характер топонимии, когда названия топонимов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такие группы нередко отражают некие исторические или мифологические события. Есть, конечно, группы другого рода, однако речь сейчас не о них.