Между тем, следует указать, что в отношении князя Глеба, разбившего Всеслава на Зверинце, действительно есть веские основания для привязки к Новгороду Великому. В ПВЛ есть такой яркий эпизод, относящийся к его пребыванию в Новогороде:
«Сице бысть волъхвъ вьсталъ при Глѣбѣ в Новѣгородѣ; глаголашеть бо людемь и творяшеть бо ся аки богъмъ, и многы прельсти, мало не весь городъ, глаголаше бо, яко „Все ведаю“, хуля вѣру крестьяньскую, глаголашеть бо, яко „Преиду по Волъхову предъ всими“. И бысть мятежь в городѣ, и вси яша ему вѣру и хотя побѣдити епископа. Епископъ же, вземь крестъ и оболкъся в ризы, ста, рекъ: „Иже хощеть вѣру яти волъхву, да за нь идеть, аще ли вѣруеть кто кресту, да идеть к нему“. И раздѣлишася надвое: князь бо Глѣбъ и дружина его сташа у епископа, а людье вси идоша за волъхва. И бысть мятежь великъ вельми. Глѣбъ же, возма топоръ подъ скутъ, и приде к волъхву и рече ему: „То веси ли, что утрѣ хощеть быти, что ли до вечера?“ Онъ же рече: „Все вѣдаю“. И рече Глѣбъ: „То вѣси ли, что ти хощеть днесь быти?“ Онъ же рече: „Чюдеса велика створю“. Глѣбъ же, выня топоръ, и ростя и́, и паде мертвъ, и людие разиидошася. Он же погибе тѣломъ и душею предався дьяволу».
Летопись рассказывает о мятеже в Новогороде, когда людей увлёк за собой волхв, хулящий православную веру. Против волхва выступил епископ, пытаясь образумить народ. Вопрос решил князь Глеб. После того как волхв заявил, что знает будущее и завтра чудеса сотворит, князь просто зарубил волхва. Не знал он будущее, оказывается, обманывал людей.
Уж казалось, какие сомнения могут быть, ведь чётко и ясно упомянута река Волхов. На этом все споры можно и заканчивать. Разве есть в Белоруссии Волхов? Какими бы красивыми ни были гроздья топонимов, как бы ни совпадали они с описанием событий, а место княжения Глеба указано чётко и однозначно. Остаётся лишь оправдываться, что князь Глеб не всё время дома сидел, мог и на Волхове оказаться. Или всё-таки есть под Новогрудком своя река Волхов? Ведь не зря же здесь такое топонимическое изобилие с невероятными совпадениями. Может повезёт ещё раз, в совсем уж безнадёжной ситуации. Только простое созвучие нас уже не устроит, после того как мы сами раскритиковали опору на простые созвучия у Гзени и Ладоги. Тут аргумент твёрдый нужен, иначе это будет явной натяжкой.
Поищем-ка в топонимии этого волхва на неком Волхове и епископа напротив него. У Новгорода всё просто, река Волхов и на ней город с таким же названием. Это как раз тот волхв, и лишь епископа здесь не хватает. Но кое-что можно указать и возле Новогрудка. Читаем в древнем документе 1440 года с названием «Хожение на Флорентийский собор неизвестного суздальца» такие строки о Волковыске:
«А от Порозова до Волховыска четыре мили. От Волховыска до Немана пять миль».
Есть-таки волхв на белорусской земле. Вовсе не какие-то особые местные волки дали название городу, а всё те же волхвы. Кстати, слова «воховать», «волшевать», «волошба» и «ворожба» от тех же волхвов происходят. Есть у нас ещё один город с подобным названием, это Воложин. Но мы сейчас о Волковыске, не тот ли волхв, которого князь Глеб зарубил. Нет ли там реки Волхов и епископа при ней?
Как видим, через город протекает река Волхов или Волховыя, в соответствии с указанием древнего документа. Но главное для нас то, что здесь же находится и епископ, причём прямо у волхва. Ведь бискуп это как раз епископ и есть. Назвать это ещё одной случайностью просто нереально. Вопрос лишь в том, это само место событий, или это место их топонимической фиксации. Мы ведь уже поняли, что топонимия нашими предками активно применялась в роли письменности. Может ли такой письменностью любой другой народ похвастать?