Николай Чубрик

Летопись древнерусских топонимов

Ольга и Владимир

Хотя специалисты так и не увидели оснований для установки памятника княгине Ольге, она, в отличие от Рогнеды, следы в топонимии оставила вполне заметные. Есть и Ольгово, и Ольжево, и Ольковичи, и Ольгиняны. Да и Владимир, в отличие от Рогволода, вполне заметен в топонимах. Нанесём их на карту для оценки общей ситуации.

В отношении топонимов «Ольга» мы видим привычную уже картину, они снова жмутся к северо-западной границе, но есть ещё пара у Витебска и один на юге. Владимир же напротив заметен в восточной части карты, и тоже есть пара у Витебска. Там же под Витебском больше всего наследил и Добрыня. Малуша на первый взгляд в топонимах с Владимиром и не пересекается. Не совсем понятен топоним Мольги, но он оказался вплотную к Ольжево и потому на картину уже никак не повлияет. Названия Смольгово и т. п. скорее связаны со смолой, нежели с Ольгой, во всяком случае никаких топонимических букетов возле них не нашлось, да и Ольгердово тоже явно перекликается с совсем другим именем. Попробуем определить, с какими летописными событиями все они могут быть связаны.

Княгиня Ольга на карте
Княгиня Ольга на карте
Князь Владимир и воевода Добрыня
Князь Владимир и воевода Добрыня

У Витебска Ольга оказалась вместе и с Владимиром, и с Добрыней, а вот ближе к Новогрудку, она как будто одна. Правда там есть две формы названия, «ольг» и «ольж». Это тоже может иметь значение. Заглянем в летописи.

В ранних летописях о происхождении Ольги сказано очень скупо:

«В лѣто 6411. Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзѣ и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова, именемь Ольгу».

О появлении Владимира там сказано так:

«Володимиръ бо бѣ от Малуши, милостьницѣ Ольжины; сестра же бѣ Добрыня, отець же бѣ има Малъко Любчанинъ, и бѣ Добрыня уй Володимеру».

Подробности появляются лишь в довольно поздних текстах 15–16 веков:

«Володимир бо б от Малки, ключницы Олжины; Малка же б сестра Добрыне, и б Добрыня дядя Володимеру; и б рожение Володимиру в Будутине веси; тамо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо и умираючи даде его святей Богородици».

Житие святой великой княгини Ольги уточняет место её рождения:

«С(вя)тая и блаженъная и великая княиня Олга руская родися во Плесковъскои стране, в веси, зовомыя Выбуто».

«О имени же отца и матере писание нигде же не изъяви, но толико в повестех мнозех обношашеся о рожестве блаженныя княгини Ольги и о житии ея, яко Выбуцкая весь изнесе святую и породи».

Трудно сказать, на чём основаны эти поздние уточнения, во всяком случае, в это же время появляются и совсем другие варианты:

«В лето 6411, Игореви же възрастъшю, и хожааше по Олзе и слоушааше его. И приведоша ему жену отъ Плескова, именемъ Олгоу. Нецыи же глаголють, яко Олгова дчи бе Олга».

«Новый Владимирский Летописец» даёт ещё более оригинальный вариант:

«Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».

В первой из них упоминается слух о том, что Ольга это дочь самого Олега. Князь Олег и его дочка Ольга, совсем как Рогволод и Рогнеда. Другая же летопись указывает родину Ольги и вовсе в Болгарии, а там город Плиска имел схожее написание. Ещё есть сведения и в Иоакимовской летописи, однако многими специалистами она признаётся подделкой.

Понятное дело, когда в столь чувствительном вопросе, находятся принципиальные разночтения, разгораются и споры. В конечном итоге основной стала Псковская версия, в которой под Выбутом или Выбутской весью понимается ныне не существующая деревня Лыбута. Она, судя по всему, некогда находилась в 12 километрах южнее Пскова. Пять столетий, прошедшие после написания «жития», породили множество местных преданий о знаменитой землячке. Буквально каждая деревня, каждый камень, так или иначе связывается с Ольгой. На этом камне она сидела, на том остался её след, а вот этот она бросила, когда на службу опаздывала. В летописи её собственностью названо село Ольжичи, а здесь есть схожая деревня Волженец. Здесь покажут и Ольгин ключ, и Ольгин берег, и Ольгин колодец, и Ольгины сады. Даже указатель деревни «Выбуты» установлен. Много написано и об обширной «ольгинской топонимике», под которой, как оказывается, понимают буквально все местные названия. Это и деревня Горки, и Иерусалимовка, Покровское, Беклеши. Их с Ольгой ничто кроме культивируемых преданий и не связывает. Некогда существовавшая Лыбута, да Волженец, неподалёку деревня Князево, а ещё дальше на юг Мольги. Собственно, и всё.

Владимир же родился в неком селе Будутино или Будутиной веси, куда была сослана провинившаяся Малуша. Село принадлежало княгине Ольге и таковым считается деревня Будник на южной окраине современного Пскова. Едва ли возможно указать некие топонимы, чтобы они действительно как-то перекликались с князем, но их вполне заменяют предания. Здесь непременно покажут камень, который точно де указывает место рождения князя, или деревню Плаксино, тоже якобы связанную с этим событием. Иными словами, кроме местных преданий нет практически ничего.

Вот на этом фоне и рассмотрим «ольгинскую топонимию» Белоруссии. Для начала отметим, что топонимов с названиями реально созвучными имени княгини у нас более чем достаточно. Есть и целые букеты, вполне соответствующие летописным сюжетам. К примеру, неподалёку от северо-западной границы на карте отмечена деревня Ольгиняны. Западным её соседом является посёлок Мали, а на севере, на таком же удалении располагается деревня Чернишки. Чуть северо-восточнее той сразу пара деревень, Ключники и соседняя Малюта. Мы ведь помним, что Малуша была у Ольги то ли ключницей, то ли раздатчицей милостыни, иными словами, её чернавкой. Так на Руси называли подобную должность. У Пушкина есть соответствующие строчки:

Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей...

Синонимами слова «чернавка» указывается служанка, горничная, прислужница, либо просто смуглая девушка. Таким образом букет получился неплохой. Однако ещё более интересная группа расположилась западнее Новогрудка у города Лида. Здесь сразу три небольших речки носят название Чернявка. Есть и Ольговцы и Ольжево. На карте Шуберта даже Ольжевская пуща указана, но от неё практически ничего не осталось. В качестве летописного Плескова ничуть не хуже болгарской Плиски или нашего русского Пскова выступает деревня Плясовичи. Деревни с точным названием Выбуты здесь тоже нет, но Гимбуты и Нарбуты выглядят ничуть не хуже, чем та якобы исчезнувшая Лыбута. Кстати, подобных названий здесь много. Здесь тесно связанными оказываются и Новогрудок, и Малушицы с Любчей, и родина самой Ольги. Легко понять, как Малуша оказалась в прислужницах у Ольги, а её брат Добрыня на военной службе у князя. Ольга наверняка ведь находилась при сыне в том Немогарде, в котором начинал по словам византийского императора княжить Святослав, т. е. в Новогрудке. От Малко Любчанина и самой Любчи в двух шагах.

Но в этой группе главными оказались не просто сами совпадения. Мы ведь уже отметили целый ряд версий происхождения Ольги в летописях. Есть и псковская версия, и болгарская, и даже в дочери Олегу её записывают. Как бы теперь ни анализировали те источники, выявляя наиболее надёжный, всё равно ведь остаётся сомнение и в надёжности самого анализа, и в причинах летописной путаницы. А вот если одна из имеющихся версий сама объясняет причины появления остальных, то это выглядит куда основательней.

Буквально рядом с Плясовичами находится и Ольжево, и Гимбуты, и Княжиковцы. Здесь пока ничего особенного нет, хотя совпадение неплохое. Но всё дело в том, что Плясовичи стоят прямо у истока реки со звучным названием Нарва. А восточнее Князиковцев расположилась деревня Дунай на небольшом ручейке. Недалеко есть ещё одна деревня Дунай и речка с таким же названием. Это соседство многое и объясняет. Узнав о реке Нарва, летописец мог нисколько не сомневаться, что речь идёт о Пскове. Всем нам известная река Нарва севернее Пскова и протекает. Белорусские земли для Руси на тот период времени были потеряны, потому даже и не рассматривались. У летописца просто не было о них сведений. Но и оснований для сомнений в общем-то не было. А вот другой летописец выяснил, что недалеко от родины Ольги находится Дунай, и с полной уверенностью мог указывать на Болгарию. Он и указал, причём вовсе не потому, что писал отсебятину. У него были все основания для такого утверждения.

Княгиня Ольга и Вещий Олег
Княгиня Ольга и Вещий Олег
Будутина весь и рождение князя Владимира
Будутина весь и рождение князя Владимира

Но и это не всё. Здесь кроме названия Ольговцы, есть и вариант Ольжево, а это прямо перекликается с именем Олег в так называемом звательном падеже. Брат — брате, друг — друже, Бог — Боже, Олег — Олеже либо Ольже. В летописях имя Олега зачастую даётся кратким — «хожаше по Олзѣ и слушаше его», «Олгова дчи бе Олга». А вот звательный падеж от Ольги, звучит как Ольго. Поэтому мы наверняка нашли то место, где отмечены и князь Олег, и княгиня Ольга. Значит сообщение о родстве Олега и Ольги появилось тоже не на пустом месте.

Нелишним будет заметить, что из скандинавских имён Helgi или Helga, что приписываются сторонниками норманнской теории Олегу и Ольге, вариант Ольже никак не получится. А ведь в том, что Ольгу при жизни звали не славянским, а скандинавским именем, они уверены настолько, что на месте той деревни Лыбута проводят ежегодный фестиваль «Хельга». И пусть летописи называют княгиню исключительно Ольгой, но накал страстей вокруг норманизма столь высок, что любая возможность подчеркнуть свой вариант немедленно используется. Даже вопреки здравому смыслу.

Однако наши топонимы могут нанести серьёзный удар по всем этим норманнским построениям. Мы уже нашли следы Гардарик совсем не там, где их указывает та теория. Теперь мы видим следы имён, но явно в славянском варианте, хотя тот же Сигурд, Ульв и Астрид следы оставили вполне скандинавские. Так они и по тексту скандинавы. А вот с Олегом это скорее домыслы. Потому и топоним получился славянским.

Наконец, нелишне заметить и то, что князь Олег в тексте летописи прослеживается в трёх местах. Первоначально он вместе с Рюриком находится «за морем», далее они оказываются в Ладоге и строят Великий Новгород, наконец Олег приходит в Киев, где и княжит до конца жизни. Итак, три места — заморье, Ладога и Киев. Но какое из этих трёх мест представляют окрестности Лиды и Новогрудка? Вот и варяжский князь Якун оказался в таком же положении. По летописи он находился в том же заморье, пока его не позвал Ярослав на битву с братом. Следовательно, для Якуна указаны лишь два места, это заморье и само место битвы. Битва оставила свои следы под Могилёвом. Что же означают его топонимические следы северо-западнее Новогрудка, какое из этих двух мест?

Полтора столетия назад состоялся знаменитый диспут между Костомаровым и Погодиным о варягах. Погодин отстаивал норманнскую версию, а Костомаров указывал как раз на Неман, Россь и на Литву. Костомаров имел успех, но его гипотеза развития не получила и сегодня забыта. Теперь и это уже история, а история развивается по спирали...

Но здесь лучше продолжить наш анализ, а не начинать новую тему. Рассмотрим топонимы вблизи Витебска. Ведь если у Лиды оказалось место рождения княгини Ольги, то у Витебска следует искать место ссылки провинившейся Малуши и рождения князя Владимира. Есть ли там следы этих событий? Малуша была сослана в некое имение Ольги, а легенда говорит о том, что Витебск Ольгой и был основан. Здесь всё пока соответствует, да и топоним Ольгово присутствует. Владимир тут тоже отмечен и вместе с воеводой Добрыней. Но можно ли указать Малушу и ту Будутину весь, где она родила Владимира. Поищем подходяще топонимы и посмотрим, что получится.

А получилось просто замечательно. Опальная гостья здесь отмечена не только как черница, за ней самой теперь няньки бегают, здесь она оказывается Черногостница. Прямо у сосланной черницы-гостьи мы видим и искомую Будутину весь. Это деревня Будилово, а рядом озеро Будовесть и речка с таким же названием. Просто идеальное совпадение и по названию, и по расположению. Именно здесь «черногостья» и родила нам великого князя.

Подчеркнём, мы ведь не саму Будовесть по карте искали, мы по следу княгини шли, к Добрыне с князем присматривались, а нашли весь сюжет. Так что у витебской легенды об основании города княгиней Ольгой явно были источники. Подтверждается она не только топонимом Ольгово, на который указывали давно, но целым букетом, где отпечаталось важнейшее для нас летописное событие. Так что зря отказались от памятника княгине. Теперь там должен стоять памятник и ей, и князю Владимиру.