Николай Чубрик

Летопись древнерусских топонимов

Потерянная София

Остаётся нерешённым лишь вопрос о той самой святой Софии, которую разграбил Всеслав Чародей. Ведь в Новогрудке подобной церкви не выявлено, а в Новгороде София есть, и вся наша цепочка рассуждений снова ломается. Однако это «есть» не доказывает, что именно та самая, а «нет» вовсе не означает, что никогда и не было. Когда-то в Новогрудке был величественный замок, однако от него практически ничего не осталось. Некогда в Новогрудке Борисоглебская церковь была построена в классическом византийском стиле. Однако сегодняшний вид её не имеет ничего общего с тем прежним:

Борисоглебская церковь сегодня
Борисоглебская церковь сегодня
Борисоглебская церковь: реконструкция изначального вида
Реконструкция изначального вида

Новогрудку в плане церквей вообще не повезло. Православный город после татаро-литовского нашествия середины 13 века достался язычникам, а позже католикам. Борьба с православием рассматривалась пришельцами как одна из наиболее важных задач. Достаточно ознакомиться с дневниками Афанасия Брестского или перепиской между униатским архиепископом Кунцевичем и канцлером ВКЛ Львом Сапегой, чтобы понять, насколько жестоким и бескомпромиссным был курс на истребление самой памяти о православном прошлом этой русской земли. Можно также сравнить сегодняшний вид полоцкой Софии с её первоначальным обликом. У них тоже не осталось практически ничего общего. Чтобы восстановить прежний облик, пришлось бы попросту снести его до фундамента, потому всерьёз рассматривается вопрос о строительстве нового храма, копии той древней Софии. Только строить его предполагается уже в Витебске.

Полоцкая София сегодня
Полоцкая София сегодня
Полоцкая София: реконструкция изначального вида
Реконструкция изначального вида

Отсутствие Софии в Новогрудке наверняка означает лишь то, что она снесена до самого основания. Её разрушение начал ещё Всеслав, а пришельцы довершили работу. Но археологические её следы быть, конечно, должны. Объём археологических изысканий в Новогрудке в сравнении с Новгородом ничтожно мал. Экспедицией Гуревич было раскопано около 2000 м² вблизи мемориального кургана А. Мицкевичу, оказавшемуся прямо у края площадки. Прямо к кургану прилегает найденное при раскопках кладбище (с. 134–135).

«Несколько сложнее решить, имели ли новогрудские златокузнецы патрональную церковь. Остатки храма на территории окольного города пока не обнаружены. Тем не менее он должен был существовать.

[...]

С начала XII в. значительная часть окружённой валом и крайне ограниченной территории, столь нужной растущему городу, отводится под христианское кладбище… Соседство богатых жилищ и кладбища оправдано лишь в том случае, если последнее предназначалось для узкого круга прихожан… Это было привилегированное кладбище».

Несомненно, захоронения в черте окольного города на чрезвычайно ограниченной площадке, могут принадлежать только очень влиятельным особам, а при таком кладбище, как отмечает Фрида Давыдовна, просто обязана быть церковь. Мы уже отмечали наличие посуды, аналогичной найденной в Киево-Печерской Лавре (с. 58). Скорее всего, храму принадлежали хоросы или паникадила, фрагменты которых тоже были найдены (с. 58). В храмах же хранились и многие из кубков святой Ядвиги (с. 79). При раскопках были найдены фрагменты плитки, предположительно храмовой (с. 81–82). Так где же сам храм?

Можно высказать по этому поводу следующее предположение. Софийская церковь, несомненно, должна была стоять на самом видном месте, а княжеские захоронения располагаться у стен её или внутри. Однако именно на самом видном месте во времена Пилсудского был насыпан курган Мицкевича. А древнее кладбище найдено как раз рядом с ним. Следует ожидать, что под курганом и скрыты следы древней Софии, хотя доказательства тому могут дать лишь археологи.

План раскопок окольного города в Новогрудке в 1957–77 гг.
План раскопок окольного города в Новогрудке в 1957–77 гг.