Николай Чубрик

Рождение Руси. Theorema Inopinatum

Роксоланы

Локализация по Страбону

Как уже сказано, первым, о роксоланах сообщает Страбон. Его труду предшествует лишь короткое упоминание на мраморной плите неких ревксиналов, вероятно тех же роксолан. Страбон же их упоминает неоднократно, причём даёт для них географические привязки, сообщает о некой общности их с другими народами, рассказывает важные сведения из их истории. Разберём эти упоминания более подробно.

Описание обитаемой части мира Страбон начинает с утверждения, что вблизи экватора жизни нет из-за жары, а у полюса она невозможна из-за холода. Западный предел мира начинается в Испании, а восточный где-то в Индии. Очертив таким образом границы, Страбон пересекает эти пределы от края до края по двум перпендикулярным направлениям и перечисляет живущие там народы. Во второй главе, а главы он называет книгами, Страбон движется по меридиану Александрии от экватора на север. Иногда для сравнения он делает отступления в сторону вдоль достигнутой параллели, потом снова возвращается к выбранному меридиану. Последними на этом пути оказываются наши роксоланы, а севернее них уже безжизненная пустыня. Примечательно, что перед тем как назвать роксолан Страбон заостряет внимание на движении строго по меридиану.

«Итак, приняв уже известные и доступные для мореплавания расстояния, географы исследуют, как далеко обитаемы области за Борисфеном, прямо [в соответствии] с этой линией, и как далеко простирают свои границы северные части обитаемого мира. 3а Борисфеном же обитают роксоланы, последние из известных скифов, хотя они живут южнее, чем наиболее отдалённые известные нам народы севернее Бреттании; и области за страной роксоланов необитаемы вследствие холода.

Южнее роксоланов живут савроматы (за Меотийским озером), а также скифы, страна которых простирается вплоть до восточных скифов».

В этом фрагменте Страбон называет роксолан самым северным народом и, как обычно, вдоль параллели сравнивает их климат с другими. По его мнению, роксоланы находятся на выбранном им меридиане, но севернее Борисфена, т. е. Днепра. Правда в тексте есть пояснение, что верховья местных рек ещё никому не известны. Параллель, на которой указываются роксоланы, соответствует Британии. Они живут южнее тех, кто севернее Британии, а последней обитаемой землёй «севернее Бреттании» он называет Иерну, т. е. Ирландию. Следовательно, эта параллель должна соответствовать южной оконечности Британских островов.

Далее Географ описывает обитаемый мир, пересекая его с запада на восток. Начав этот путь в третьей «книге» от Испании к седьмой он достигает реки Рена, и дальше продолжает его вплоть до Танаиса, т. е. Дона. За Танаисом уже начинается Азия, и о ней он расскажет отдельно. Путь этот идёт вдоль Истра, т. е. по Дунаю и там упоминаются галаты, даки, геты, затем в устье Истра указывается большой остров Певка, где живут певкины. Далее называются языги, бастарны, роксоланы и завершается описание кочевниками у Танаиса. Самый интересный для нас участок оказался между Днепром и Дунаем.

«Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из „Пустыни гетов“, во-вторых, из области тирогетов, за которой идёт область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов, по большей части кочевников (хотя немногие занимаются земледелием). Эти народности, как говорят, живут также по Истру, нередко по обеим сторонам этой реки. В глубине страны обитают бастарны, граничащие с тирегетами и германцами; бастарны также, быть может, германская народность и делятся на несколько племён. Действительно, одни из них называются атмонами, другие — сидонами; те, что владеют Певкой, островом на Истре, носят название певкинов, а самые северные, обитающие на равнинах между Танаисом и Борисфеном, — роксоланов. Насколько известно, вся страна к северу от Германии вплоть до Каспийского моря представляет равнину. Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем.

Роксоланы воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия... У них в ходу шлемы и панцири из сыромятной бычьей кожи, они носят плетёные щиты в качестве защитного средства; есть у них также копья, лук и меч. Таково вооружение и большинства прочих варваров.

Что касается кочевников, то их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасётся скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах около Меотиды, а летом на равнинах».

Это его «на болотах около Меотиды» вошло в названную Энциклопедию как местоположение не просто абстрактных кочевников, а самих роксолан, мол, кочевники это они и есть.

Ещё раз вскользь упоминаются роксоланы в седьмой «книге» в связи с северной границей германцев. Что находится восточнее германцев по берегу Балтийского моря ему не известно, поскольку восточнее устья Эльбы никто из путешественников не проникал.

«Однако если идти по долготе к востоку, то мы встретим области, лежащие около Борисфена и к северу от Понта, это ясно из „климатов“ и параллельных расстояний. Но что находится за Германией: нужно ли принять, что там живут бастарны (как думает большинство), что между ними обитают другие народности — язиги или роксоланы или какие-либо другие из кочующих в кибитках, сказать трудно.

...

Действительно, я не знаю ни бастарнов, ни савроматов, ни вообще народностей, обитающих над Понтом; не знаю даже, как далеко они отстоят от Атлантического моря и граничат ли их области с ним».

Таким образом, Географ трижды прошёл «обитаемый мир» и каждый раз при этом в конце упомянул роксолан. Нашлось место и для характеристики этого племени, его истории и принадлежности.

Схема описания мира у Страбона. Роксоланы на меридиане Александрии и параллели юга Британии
Схема описания мира у Страбона.
Роксоланы на меридиане Александрии
и параллели юга Британии
Северная Меотида Страбона. Расстояние от экватора, длительность дня и астрономические сумерки
Северная Меотида Страбона.
Расстояние от экватора, длительность дня
и астрономические сумерки

На пути №1 от экватора к северу роксоланы указаны последними на 30-м меридиане. Севернее их уже никто не живёт из-за холода. От пути №2 с запада на восток роксоланы оказались в стороне, но они неподалёку. Этот очередной отступ в сторону от маршрута Страбон сделал, дойдя до кочевников, что живут между Истром и Борисфеном, и перед тем как назвать последних кочевников у Меотиды. Важно, что «в глубине страны» роксоланы оказались вместе с бастарнами, он их и самих бастарнами считает. Поскольку археологам местоположение бастарнов известно, и они севернее выбранного маршрута, то это «в глубине страны» означает очередное отступление поперёк маршрута на север. Роксоланы оказываются на том же 30-м меридиане и снова самые северные. Увы, но даже Мачинский вслед за остальными истолковал это «в глубине страны» как привычное «по направлению к Дону», не замечая бастарнов как ориентир. А на маршруте №3 вдоль северного края Европы, земли у 30-го меридиана названы ещё не изведанными и там если кто и живёт, то только те роксоланы с их соседями.

Всё вроде бы логично, и роксоланы севернее всех на 30-м меридиане, но как же тогда «равнины между Борисфеном и Танаисом», за которые так дружно все и ухватились? Это вызвало бы затруднения, не укажи Страбон, что верховья Днепра ему совершенно не известны, и у Дона известно лишь устье. Даже для того, чтобы установить в какую из четырёх сторон света течёт Танаис к своему устью, был проделан сложный анализ всех противоречивых сведений. Рассматривались все четыре варианта, и правильным всё же был назван тот, где течение идёт с севера на юг.

«6. Не заслуживают упоминания писатели, утверждавшие, что Танаис берёт начало в областях на Истре и течёт с запада, так как они не приняли во внимание, чго Тирас, Борисфен и Гипанис, большие реки, протекают между этими двумя реками, впадая в Понт; одна из них параллельна Истру, а другие параллельны Танаису; поскольку ни истоки Тираса, ни Борисфена, ни Гипаниса не исследованы, то более северные области, чем эти, должны быть ещё менее известны».

Поэтому есть смысл верить всё же более твёрдым ориентирам. В конечном итоге роксоланы для Страбона это тоже бастарны, а те в свою очередь похожи на германцев. Роксоланы самые северные на 30-м меридиане, их земли близки к параллели, что идёт по южной оконечности Британских островов, и могут подходить к параллели вдоль южного берега Балтики. А вот кочевники роксоланам лишь соседи, одни из них с юга у Чёрного моря, другие с востока в степях Меотиды. Страбон далее перечисляет народы у этой Меотиды, и роксолан там нет. Хотя, казалось бы, если они живут на её берегах, то здесь самое время о них и сказать. Но написано ранее было много, а у Меотиды о них и не вспомнили. Да и места для кочевий вблизи южной Меотиды судя по тексту уже не осталось.

«1. При таком географическом положении первую часть — от северных стран и океана — населяют некоторые скифы-кочевники, живущие в кибитках, а ещё далее от них в глубь страны — сарматы (также скифы), аорсы и сираки, простирающиеся на юг до Кавказских гор; они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием. Вокруг озера Меотиды живут меоты. У моря расположены азиатская часть Боспора и Синдская область. За ней обитают ахейцы, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны. Над этими областями лежит ущелье фтирофагов. За гениохами находится Колхида, лежащая у подошвы Кавказских и Мосхийских гор. Но так как река Танаис является границей Европы и Азии, то я и начну отсюда описание отдельных стран».