Николай Чубрик

Ибн Фадлан. Между Спицыным и Авдусиным

О книге

Николай Чубрик. Книга «Ибн Фадлан. Между Спицыным и Авдусиным»
Чубрик, Н. А.
Ибн Фадлан. Между Спицыным и Авдусиным / Николай Чубрик. — Гомель: Барк, 2021. — 64 с.

ISBN 978-985-7213-51-1
Подписано в печать 26 июля 2021 г.

Рецензент: профессор кафедры истории славян и социальных исторических дисциплин Гомельского госуниверситета им. Ф. Скорины, доктор исторических наук О. А. Макушников.

PDF Версия для печати

Сочинение посвящено изучению спорных вопросов, связанных с путешествием арабского посольства в Восточную Европу, состоявшимся в начале Х века. Основным источником исследования послужил путевой дневник его непосредственного участника — дипломата, писателя, географа и историка Ибн Фадлана, трудившегося при дворе багдадского халифа. Документ был создан в ходе путешествия арабов к правителю Булгара в 921–922 годах и вошёл в историческую традицию как «Записка» Ибн Фадлана.

Она является уникальным документом, отличающимся пространностью и относительно полной сохранностью и дающим в распоряжение современной науки ценнейшие сведения по географии Восточной Европы, быту и культуре народов, населявших её в раннем средневековье (турок, гуззов, башкир, печенегов и др.).

Повышенное внимание к «Записке» российских исследователей связано с тем, что события, описанные Ибн Фадланом, происходили преимущественно на территории современной России и её ближайших соседей. Немалая часть исторических фактов, донесённых трудом арабского путешественника, связана со славянами и русами.

Николай Чубрик ведёт поиск конечной точки маршрута арабских послов к правителю славян — загадочного Булгара, локализуя его в окрестностях современного Смоленска, на месте знаменитого своими древностями Гнёздовского археологического комплекса, в противовес тем исследователям, которые традиционно помещают Булгар на Волге, на месте одноимённого средневекового города. Он показывает неубедительность прочтения и локализации многочисленных гидронимов, упомянутых Ибн Фадланом по пути движения послов, мест расселения разных племён, не соглашается с вольной трактовкой части этнонимов, а также с произвольным переносом ранних этнических наименований на современные народы.

Книга носит дискуссионный характер.