Николай Чубрик

Ибн Фадлан. Между Спицыным и Авдусиным

Основные сведения «Записки»

Первые сведения о походе арабского посольства к царю славян дошли до нас в пересказе другого арабского автора — Якута. Он не просто упоминал поход посольства Ибн Фадлана, но и приводил обширные цитаты из его «Записки», критически их оценивал и порой даже обвинял Фадлана во лжи и некомпетентности. Сведения были ценны тем, что там подробно описывались русы, с которыми Фадлан тоже встречался. И хотя было ясно сразу, что записка Фадлана в арабском мире была повсеместно известной, рукопись с самим текстом была найдена лишь в начале ХХ века. В ней недостаёт нескольких последних страниц, но тем не менее это бесценный документ.

Описываемые Фадланом события начинаются с того, что в Багдад прибыло письмо от некоего царя славян с просьбой прислать исламских проповедников и оказать помощь в постройке крепости для защиты от хазар-иудеев. Был снаряжён огромный караван из 5000 человек, 3000 лошадей и множества верблюдов, который и отправился к этим славянам. Посольство переждало зиму в Старом Ургенче и, как только Аму-Дарья освободилась ото льда, тронулось в путь на север.

«...мы отправились из аль-Джурджании в день понедельник по прошествии двух ночей (месяца) Ду-ль-ка’да триста девятого года и остановились в рабате, называемом Замджан [...] Потом мы отправились на другой день и остановились на остановке, называемой Хабаб. Нас настиг снег, так что верблюды ступали в нём по колена.

Итак, мы остановились на этой остановке на два дня, потом мы устремились в страну турок, не сворачивая ни перед чем, и никто нам не встретился в пустынной степи без единой горы.

Итак, мы ехали по ней десять дней, и нам встретились бедствия, трудности, сильный холод и последовательное выпадение снегов, при котором холод Хорезма был подобен дням лета. [...]

Потом мы прибыли после этого в одно место, в котором огромное количество дерева ат-таг. Я совлёк его вниз, развёл огонь (в) караване, и они (спутники) согрелись, сняли свои одежды и подсушили их. Далее мы отправились и не переставая едем каждую ночь от полуночи до времени спуска солнца тотчас после полудня самой усиленной и напряжённой ездой, какая только бывает. Потом мы останавливаемся. Когда мы проехали пятнадцать дней, мы достигли большой горы с множеством камней, на которой источники, прорывающиеся при раскопке воды.

Когда мы пересекли их, (мы) прибыли к племени турок, известных под именем аль-Гуззия» [25, c. 59–60].

Караван прошёл Устюрт, где его поджидали свирепые морозы и сильный снегопад, и через 15 дней пути пришёл к каменистым горам, преодолев которые встретился с племенем воинственных гуззов. По словам автора, гуззы богатый, но недружелюбный кочевой народ с огромными стадами. Прежде чем пропустить караван, вожди племени долго спорили, не лучше ли этих гостей перебить и ограбить. После семи дней совещания караван всё же пропустили. Племя это встретилось посольству после того, как оно вошло в степную зону, покинув пустыни. Это следует из того, что у гуззов имеется пшеница, а также есть обычай казнить преступников, привязывая к специально наклонённым деревьям и разрывая их на части.

«И вот они кочевники; у них дома волосяные (из кошмы) и они (гуззы) останавливаются или уезжают. [...]

Они не знают блуда, но если относительно кого-либо они узнают какое-либо дело, то они разрывают его на две половины, а именно: они соединяют вместе промежуток веток двух деревьев, потом привязывают его к веткам и пускают оба дерева, и находящийся при выпрямлении их (деревьев) разрывается. [...]

Когда же мы вручили все это ему, он поклонился (до земли) нам. А это их правило, — если почтит (подарком) человек человека, то он кланяется ему. Он сказал: „Если бы не то, что мои дома отдалены от дороги, я обязательно доставил бы вам овец и пшеницу“, и он удалился от нас» [25, с. 60–63].

Миновав земли гуззов, караван пришёл к первой из перечисленных в тексте рек. Река достаточно широка, и путникам пришлось использовать плавсредства в виде надутых кожаных мешков, внутрь которых сложили одежды. Кроме того, вперёд пришлось отправить вооружённый отряд для защиты от набега башкир во время переправы. Всего за время пути Фадлан упоминает 23 реки. Начиная с реки Багнади, караван пересёк 8 больших рек, после чего оказался на берегу гигантской реки Джайх, переправляясь через которую утонуло множество людей и животных. Автор утверждает, что такой огромной реки он никогда не видел. Затем караван преодолел ещё 14 рек и прибыл в ставку царя славян у каких-то трёх озёр и реки Атиль.

Из Старого Ургенча караван вышел 4 марта 922 года и прибыл в конечный пункт 12 мая того же года, на весь путь затратив ровно 70 дней. Кроме гуззов, автор вскользь упоминает племя башкир, набега которых опасаются на самой первой реке, весьма небогатых печенегов у гигантской реки Джайх и примечательное, довольно свирепое племя аль-Башгирд на середине пути между рекой Джайх и ставкой царя славян. Впрочем, никаких хлопот каравану это племя не доставило. Судя по тексту, караван всю дорогу двигался напряжённым темпом, тем более что в начале пути автор специально подчеркнул это. Единственная задержка была вызвана теми опасными гуззами.

Будучи в гостях у славян, Ибн Фадлан встречался с русами, прибывшими туда для торговли. Как и многие другие древние авторы, Ибн Фадлан отмечает их особенный внешний вид:

«И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов [...]. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтя (ногтей) кого-либо из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений (вещей, людей?) и тому подобного. А что касается каждой женщины из их числа, то на груди её прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или (из) меди, или (из) золота, в соответствии с (денежными) средствами её мужа и с количеством их» [25, с. 78].

Русы стройны и румяны, их тела покрыты художественными татуировками, в то время как сами славяне, по словам Фадлана, бледны и болезненны. Фадлан видел и подробно описал святилище русов и обряд приношения русскими купцами жертв богам.

«И как только приезжают их корабли к этой пристани, каждый из них выходит и (несёт) с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набид, пока не подойдёт к высокой воткнутой деревяшке, у которой (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг неё (куска дерева) маленькие изображения, а позади этих изображений (стоят) высокие деревяшки, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему...» [25, c. 79].

Кроме этого, ему удалось присутствовать при захоронении одного знатного руса, и этот обряд он подробнейшим образом описал. Умершего сожгли в лодье вместе с одной из наложниц, которая добровольно согласилась умереть со своим господином. Вместе с ними сожгли двух коней, двух быков, собаку, петуха и курицу. Напоследок на месте костра русы насыпали курган и вкопали в него столб, на котором написали имя умершего и имя царя русов. Последние страницы рукописи, рассказывающие об обратном пути каравана, не сохранились, однако и то, что осталось, впечатляет.

Напомним, что речь идёт о временах великого киевского князя Игоря. И 10 лет ещё не прошло с того момента, как Вещий Олег погиб от укуса змеи, прятавшейся в черепе его любимого коня. Любая информация о Руси того времени бесценна.